Спросите любого человека — не важно, сколько ему лет, каково его социальное положение и где он живёт — о его любимой комедии. Этот человек обязательно назовёт такие фильмы как "Бриллиантовая рука", "Операция Ы", "Иван Васильевич..." или "Кавказскую пленницу". Как бы банально это ни прозвучало, эти фильмы навсегда вошли в золотую коллекцию советского кино. 30 января режиссёру Леониду Иовичу Гайдаю, подарившему нам эти шедевры, исполнилось бы 95 лет.
Леонид Гайдай и Наталья Селезнёва на съёмках фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Леонид Иович родился в 1923 году в Свободном — небольшом городке в Амурской области — в семье железнодорожников. В дальнейшем семья неоднократно переезжала, поэтому его детство прошло в Иркутске. Решив пойти по стопам родителей, Гайдай поступил учиться в железнодорожную школу, которую окончил 18 июня 1941 года. Через несколько дней началась война.
Гайдай сразу же отправился в военкомат и потребовал, чтобы его записали добровольцем, но получил отказ: не подошёл по возрасту. Огорчённый Леонид устроился осветителем в Московский театр сатиры, эвакуированный в Иркутск. Однако уже через год Гайдая мобилизовали — но опять не на фронт: отправили служить в спокойную Монголию. Леонид был возмущён и постоянно требовал перевода туда, где, по его мнению, он действительно нужен.
Гайдай в молодости
Однажды в полк приехал военный комиссар — искать добровольцев для фронта. Гайдай, разумеется, был в первых рядах. На все вопросы военкома он реагировал с искренним энтузиазмом:
- Кто в артиллерию?
- Я!
- Кто во флот?
- Я!
В конце концов военком не выдержал и закричал:
- Да подождите вы! Дайте огласить весь список!
Эх, знал бы военком, как хорошо запомнит его слова этот солдатик!
Разумеется, порыв Гайдая был замечен: его перевели в разведку на Калининское направление, в самую гущу боёв. Стоит отметить, что воевал он смело и заслужил искреннее уважение боевых товарищей и медаль "За боевые заслуги". Однажды совсем рядом взорвалась мина, Леонид Иович получил серьёзное, тяжёлое ранение. Его спасли, но, разумеется, о продолжении службы речи уже не шло; Гайдая комиссовали и отправили в тыл.
Первая комедия
После окончания войны Леонид Иович вернулся к работе осветителя в драматическом театре и даже пытался играть на сцене. Театральные успехи вдохновили его закончить театральную студию, а затем Гайдай отправился в Москву — поступать во ВГИК на режиссёрский факультет.
В 1956 году на экраны вышел режиссёрский дебют Гайдая: драма "Долгий путь" по мотивам рассказов Владимира Короленко. В фильме не было ничего, что хотя бы отдалённо напоминало будущие гайдаевские комедии, однако опытный режиссёр и педагог Михаил Ромм что-то этакое разглядел и предложил Леониду присмотреться к комедийному жанру.
"Жених с того света", 1958 г.
Молодой режиссёр совету внял и уже в 1958-м снял зубодробительную сатирическую комедию "Жених с того света" — про типичного советского бюрократа Петухова, который вернулся во вверенное ему учреждение после трёхдневной отлучки и с ужасом обнаружил, что подчинённые его уже похоронили: случайно приняли за начальника вора-карманника, похитившего петуховский паспорт и угодившего под машину. Обалдевший Петухов пытается получить справку, что он ещё как жив, проходит через все круги бюрократического ада и уже готов умереть по-настоящему, но его спасает милиционер: он попросту рвёт свидетельство о смерти, не требуя никаких справок.
Разумеется, бюрократы, коих и в киношном начальстве было предостаточно, не смогли стерпеть столь явного издевательства над собой. Скандал вокруг фильма дошёл до министра культуры СССР Михайлова, который фильм не запретил, но постарался замучить нахального режиссёра бесконечными придирками.
В конце концов, полнометражный фильм был сокращён почти наполовину — осталось всего 48 минут, из него вырезали наиболее крамольные эпизоды. Но надо отдать должное гайдаевскому таланту: даже в таком "кастрированном" виде фильм кажется очень забавным, а персонажи — узнаваемыми и в наше время.
История с "Женихом..." могла бы поставить крест на творчестве режиссёра: даже несмотря на заступничество директора "Мосфильма" Пырьева, Гайдай на некоторое время был отстранён от работы. Пришлось "извиняться": в 1960 году режиссёр поставил "идеологически правильную" киноповесть "Трижды воскресший" о пионерах и комсомольцах. Впоследствии Гайдай не любил вспоминать об этой работе.
Трус, Балбес и Бывалый
В начале 60-х на экраны вышли две короткометражки — "Пёс Барбос и необычный кросс" и "Самогонщики", после чего режиссёр, как говорится, проснулся знаменитым. Крошечные истории о троих приятелях, промышлявших мелким криминалом, сразу же полюбились зрителям. На успех фильмов, в первую очередь, повлиял выбор актёров: стеснительного и робкого сыграл Георгий Вицин, глупого, но исполнительного — Юрий Никулин, хваткого и сурового — Евгений Моргунов. Впоследствии Гайдай пригласил полюбившуюся зрителям троицу поучаствовать в "Операции "Ы" и "Кавказской пленнице".
Трус, Балбес, Бывалый и Режиссёр: на съёмках "Операции "Ы"
В 1962 году Гайдай снял фильм "Деловые люди", состоящий из трёх новелл по мотивам романов О. Генри. И вновь успех: зрителям особенно запомнилась новелла "Вождь краснокожих" — про чересчур гиперактивного парнишку Джонни, сына местного богача, которого похитили двое мошенников.
Взрывная "Бриллиантовая рука"
С 1965 года режиссёрские успехи следуют один за другим — в этот период на экраны выходят фильмы "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" и "Бриллиантовая рука". Все комедии занимают первые места в советском кинопрокате и становятся всенародно любимыми.
Герой первых двух фильмов — чересчур интеллигентный студент Шурик, которого блестяще сыграл Александр Демьяненко.
"Это его точная копия, - рассказывала впоследствии жена Гайдая Нина Гребешкова, - от походки до жестов. Леонид мечтал создать положительного персонажа - немного нелепого, но доброго очкарика".
Кстати, Леонид Иович здорово "подкузьмил" Демьяненко: он был человеком серьёзным, застенчивым, не любил панибратства, а после выхода "Операции..." к нему постоянно приставали на улице не самые воспитанные зрители, дёргали за рукав, называли Шуриком и требовали немедленно с ними выпить.
К тому же, Демьяненко хотел играть серьёзные роли, а после головокружительного успеха "Шурика" другие режиссёры ему их не предлагали — считали, что актёр стал заложником одной роли.
Александр Демьяненко в роли Шурика
В "Бриллиантовой руке" сыграл Юрий Никулин, которому Гайдай в этом фильме доверил собственную жену Нину Гребешкову — именно она стала супругой главного героя, простого экономиста Семёна Семёныча Горбункова. Никулин в долгу не остался и привёл на съёмки всю семью: его жена Татьяна появилась в фильме в роли руководителя группы туристов в Стамбуле, а сын Максим сыграл "идущего по воде" мальчика, за которым с трусами на палке шествовал Геша Козодоев (Андрей Миронов).
Интересно, что социальная сатира в различных её проявлениях также присутствовала во всех этих фильмах, но, памятуя о неудаче "Жениха с того света", режиссёр стал действовать изящнее, восполняя отсутствие прямых "пинков" иносказательностью и тонкими намёками. Гайдай научился очень хитро направлять гнев цензуры на специально расставленные им ловушки. Забавный пример: к финалу "Бриллиантовой руки" Гайдай примонтировал атомный взрыв, в котором, по сюжету, не было никакой необходимости. Комиссия во время просмотра несколько раз покривилась, а вот по поводу взрыва высказалась категорически: убрать! Разумеется, режиссёр на такую "вырезку" согласился с радостью, ведь остальные-то эпизоды они не тронули!
В поисках Ивана Васильевича
В семидесятые годы Гайдай в поисках источников для новых тем обратился к литературе. В 1971-м вышла замечательная двухсерийная экранизация "12 стульев" с Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым в главных ролях.
Примечательно, что во многих своих фильмах Леонид Гайдай появлялся в кадре сам — чаще всего в крохотных эпизодических ролях. В "Бриллиантовой руке" он "сыграл" страшную руку, которая душила Гешу Козодоева в кошмарном сне, и алкаша, которого милиционеры грузят в мотоцикл, а он дурным голосом орёт песенку из "Кавказской пленницы". В "12 стульях" у Гайдая вполне серьёзная и запоминающаяся роль — он сыграл архивариуса Коробейникова, обманутого Бендером.
Как вспоминал режиссёр, он просто не смог подобрать на эту роль подходящего актёра — пришлось играть самому.
Леонид Гайдай в роли Коробейникова
После премьеры "12 стульев" Гайдай обратился к пьесе Михаила Булгакова "Иван Васильевич" — об Иване Грозном, который случайно попал в XX век из-за сбоя в работе машины времени, изобретённой инженером Тимофеевым, а его место в царских палатах занял затюканный женой управдом Бунша. Эту пьесу запретили ещё в 30-х, не сыграв ни разу, и впервые опубликовали только в 1965 году. Столь необычный сюжет, позволяющий как следует "развернуться" и режиссёру, и актёрам, был тут же взят в работу. Требовался актёр, который смог бы идеально перевоплотиться в глазах зрителя из затюканного управдома в Ивана Грозного. Сценарий писали под Юрия Никулина, но он отказался сниматься — был уверен, что фильм, как и пьесу, запретят, чего зря время терять? Пробовались Евгений Евстигнеев, Евгений Лебедев, Владимир Этуш (ему в результате "вручили" роль Антона Семёновича Шпака) и даже Георгий Вицин. Но идеально подошёл Юрий Яковлев, который всё-таки смог блестяще сыграть двух принципиально разных персонажей.
Проверенные люди
Интересно, что Гайдай не старался подбирать к каждому фильму новые лица, а, скорее, расставлял по сценарию своих любимых актёров, которые "кочевали" из фильма в фильм. Например, жена режиссёра Нина Гребешкова снялась во всех самых известных комедиях, как и Георгий Вицин и Сергей Филиппов, чуть реже появлялись Наталья Крачковская, Юрий Никулин, Алексей Смирнов, Михаил Пуговкин, Михаил Кокшенов, Леонид Куравлёв.
Леонид Гайдай объясняет Юрию Никулину, как сыграть сцену
В последние годы Леонид Иович часто приглашал сниматься молодых актёров: так, например, в двух последних его фильмах в главной роли снимался Дмитрий Харатьян.
В 80-е годы Гайдай снял несколько фильмов, к которым кинокритики (да и зрители тоже) отнеслись прохладно: его обвиняли в том, что он "исписался", что повторяется (те же сюжеты, те же трюки, те же шутки). Может, оно и так, но разве отменяет успех предыдущих фильмов?
Наиболее известные гайдаевские комедии того времени — "Спортлото-82" (о погоне за очень выигрышным лотерейным билетом), "Опасно для жизни" (про очень педантичного и принципиального человека, который целый день дежурил возле оборванного провода), "Частный детектив, или Операция "Кооперация" (иронично — об "частной инициативе" и первых заработках).
Свой последний фильм Леонид Иович снял в 1992 году — "На Дерибасовской хорошая погода или На Брайтон-Бич опять идут дожди".
Леонид Гайдай ушёл из жизни 19 ноября 1993 года в возрасте 70 лет из-за болезни лёгких.
Памятник Гайдаю в Иркутске
Свежие комментарии