На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Галина Самарская
    Когда Катрин Денёв и Марчелло Мастроянни встретились у него была не маленькая дочь, а 20-летняя дочь Барбара.Французский поцел...
  • Галина Самарская
    Спасибо. Мне тоже понравилась статья. Только жаль, что не упомянута ее семейная жизнь  с Пьером Лескюром,( 1983-1991)...«Она соблазнитель...
  • Татьяна Полякова
    ПОПРОЩЕ  !  Данное слово всегда пишется слитно – попроще. Написание через дефис или раздельно – грубая ошибка.Как сейчас живёт ...

Франсуаза Дорлеак: гибель на взлете

Весь мир знает французскую кинозвезду Катрин Денёв. Но только ее соотечественники-французы помнят о том, что у нее была родная сестра Франсуаза Дорлеак, которая тоже была актрисой. Однако судьба уготовила девушке раннюю и страшную гибель.

Две противоположности

Разница в возрасте между девочками была невелика — всего-то полтора года.

Старшая — Франсуаза — появилась на свет 21 марта 1942 года. Спустя год родилась Катрин. В семье актеров Мориса Дорлеака и Рене Симоно (Денёв — девичья фамилия Рене, которую потом Катрин взяла как псевдоним) росли целых четыре дочери. Самую старшую по имени Даниэль Рене родила в 1937 году от первого мужа. Младшая — Сильвия — появилась на свет в 1946-м. Все девочки отличались красотой, артистизмом и грацией. Они пошли по стопам родителей — кстати, актеров не самых известных, особых высот в профессии не достигших. Семья Дорлеаков не имела ничего общего с богемой. По словам Катрин Денёв, родители «играли в театре, а театр — это дисциплина. Кроме того, это такая профессия, которой занимаются вечерами, что позволяло нам в течение дня вести нормальную жизнь»

Люди принимали Катрин и Франсуазу за двойняшек. На первый взгляд, в их внешности было много общего: точеные фигурки, курносые носики, роскошные волосы. Но при ближайшем рассмотрении становилось ясно, в первую очередь, то, что сестры — две совершенно разные личности. Несмотря на общее детство, их характеры мало что объединяло. «Я представляла собой полную противоположность своей старшей сестре Франсуазе, — признается Денев. — Она никогда не курила. Я курила. Она не брала в рот алкоголя. Я любила выпить. Она почти ничего не ела, кроме яйца всмятку. Я люблю поесть».

Катрин всегда была немного ленивой. Многим казалось: лицедейский талант живет как бы вне её. Она его включала будто бы нехотя. При этом более трудным ребенком считалась именно младшая из «близнецов». Катрин рано начала курить. Она обожала долго поспать. Франсуаза же практически с рождения была аристократкой до мозга костей — плоть от плоти престижного 16-го округа Парижа, где обосновалось многодетное семейство. Старшая дочь отличалась нервозностью, тревожностью, неуверенностью в себе. Она с детства легко вступала в конфликты. Поразителен тот факт, что Катрин, чье поведение скорее можно считать предосудительным, слыла конформисткой. Лень не позволяла ей затевать скандалы.

Франсуаза, напротив, отличалась повышенной требовательностью как к себе, так и к окружающим. Это и провоцировало столкновения с самыми разными людьми. Один из таких конфликтов закончился уходом из школы. Катрин только диву давалась: зачем ругаться из-за мелочей? Легче перетерпеть. Но Франсуаза ушла от парт и тетрадей. И оказалась в кино. Она нырнула в страну грез, как в глубокую реку.

Вечное недовольство собой

В 1957 году Дорлеак поступила в Консерваторию драматического искусства и одновременно брала уроки актёрского мастерства на курсах Рене Жирара. Её кумирами были Грета Гарбо и Марлен Дитрих, иногда она красилась и одевалась так же, как они. При этом у Франсуазы всегда было недовольство собой. Она, к примеру, тяжело переживала из-за того, что ее лицо было слегка асимметричным. Или ей казалось, что она просто плохо выглядит. Такие переживания могли привести Франсуазу к отказу от съемок. Катрин удивляло такое фанатичное отношение сестры к профессии. Ведь их родители спокойно работали в театре. Катрин казалось, что служба в театре сродни работе в офисе, только труд начинается ближе к вечеру. На самом деле служба актера лишь со стороны кажется жизнью богемы. В реальности профессия лицедея требует здорового образа жизни и дисциплинированности.

Это отлично понимала Франсуаза. Но она все равно воспринимала актерство как храм, как религию. Это придало ее лицу особое выражение какой-то вдумчивой беззащитности. И, как оказалось, то был образ, которого так не хватало зрителю. На фоне чувственной и даже несколько сексуально разнузданной Брижит Бардо юная мадемуазель Дорлеак выглядела умненьким и трогательным ягненком.

В Консерватории Франсуаза училась в классе у Робера Манюэля, благодаря которому получила в театре Антуан роль Жижи в пьесе Аниты Лус по мотивам романа Сидони Колетт. Роль Жижи считается лучшей в театральной карьере Франсуазы. Обучение Дорлеак завершила в 1961 году.

Отец девушки когда-то работал художественным руководителем дубляжа фильма режиссёра Луиджи Коменичи «Хайди», и ей был поручен дубляж исполнительницы главной роли Элизабет Зигмунт. Первым фильмом, в котором она сыграла, стала короткометражка «Ложь». В возрасте 17 лет Франсуаза впервые снялась в полнометражной картине под названием «Волки в овчарне». Сейчас этот фильм помнят только киноведы — и то только потому, что в нем дебютировала Дорлеак. Все отметили этот дебют — уроки в Консерватории драматического искусства не прошли для девушки даром. Предложения сниматься сыпались на Дорлеак — одно за другим. Она ни от чего не отказывалась. И уставала, кажется, не столько от съемок, сколько от вечного недовольства собой.
На съёмках картины «Двери хлопают» нужна была актриса на роль сестры героини Франсуазы, и она привела на площадку Катрин. Для младшей сестры этот кинематографический опыт не был первым, однако кино она стала интересоваться именно под влиянием Франсуазы.

Соперничество

1964-й стал годом настоящего триумфа юной Дорлеак: она снялась с Жаном-Полем Бельмондо в картине «Человек из Рио». «Нестандартная красота Франсуазы — острый профиль, разлетающиеся по плечам или небрежно собранные в копну каштановые волосы — будет признана таким же эталоном современности, как “узаконенное уродство” Бельмондо: оба эти лица, появившиеся вместе в фильме “Человек из Рио”, стали эмблемами Новой Волны и 60-х годов в целом», — писали критики.

Фильм номинировали на «Оскар». В том же году Дорлеак сыграла в «Нежной коже» режиссера Франсуа Трюффо. После этой роли Франсуаза гордо вышагивала по красной дорожке Каннского фестиваля. Но тут судьба принесла ей разочарование: победил в конкурсе фильм «Шербурские зонтики», в котором основную «партию» исполнила ее сестра Катрин Денёв. Да, та самая ленивая сестра, с которой она все детство провела в общей спальне. Мюзикл «Шербурские зонтики» казался Франсуазе слезливым и примитивным. Но и народу, и жюри он полюбился именно благодаря незамысловатой истории несостоявшейся любви, в нем рассказанной.

Газеты, конечно, схватились за историю о конкуренции двух красавиц, сестер-актрис. Кто победит? Даже устроили голосование. Но голоса зрителей-читателей распределились примерно поровну. А добродушная Катрин вообще призналась: слава ее, мол, не манит. И она готова все лавры и «звание» национальной актрисы Франции отдать старшей сестре.

После этого девушки продолжили идти каждая своим творческим путем. Франсуаза демонстрировала самые разные грани своего таланта: оказалось, ей подвластно все — от комедии до трагедии. В 1966 году Дорлеак снялась в фильме Романа Полански «Тупик». Режиссер предполагал пригласить на роль Терезы неизвестную актрису, однако ни одна из множества претенденток не продемонстрировала должного уровня профессионализма. Случайно он узнал, что в Лондон, где проходили съемки, приехала сестра Денёв, которая снималась у Поланского в «Отвращении». Роман, несмотря на то, что первоначально не хотел, чтобы главную героиню играла француженка, взял Дорлеак без проб. Теперь ее признали все. Катрин позже вспоминала, что после роли неверной жены в этой картине сестра не то чтобы стала почивать на лаврах, но стала несколько спокойнее.

«Я гениальна, а Катрин талантлива!»

А что же личная жизнь молодой звезды? Конечно, ей приписывали романы с разными известными людьми. В декабре 1960 года в популярном ночном клубе L’Epi Франсуаза познакомилась с актёром Жаном-Пьером Касселем. В своей автобиографии, вышедшей в свет в 2004 году, он пишет, что Дорлеак была «его юношеской любовью». Однако по всей видимости, в реальности существовала лишь ее связь с режиссером Франсуа Трюффо — мужчиной чрезвычайно любвеобильным. Личная жизнь никогда не занимала большого места в жизни карьеристки Дорлеак. Она полностью реализовывала себя в лицедействе.

Тут очень ярко проявилась разница в характерах сестер. Немного томная Катрин бросилась, как в омут с головой, в роман с известным повесой и светским ловеласом режиссером Роже Вадимом и ушла из родительского дома. В 1963-м она родила сына Кристиана от Вадима, но ничего серьезного с этим донжуаном Денёв построить не удалось. Несколько лет спустя она родила дочь от женатого итальянского актера Марчелло Мастроянни. Франсуаза, напротив, по словам все той же Катрин, «детей любила только как идею». Звезда не хотела уходить из родительского дома, в тепло которого она обожала возвращаться после съемок. Только по настоянию матери она согласилась снять себе квартиру — в доме напротив родительского. Не дальше.

Лебединой песней семейного дуэта стал мюзикл «Девушки из Рошфора», где в 1967 году снялись обе сестры. Милая картина о провинциалках, мечтающих о столице, стала событием во французском кино. Более того: французы этот мюзикл любят и знают лучше, чем «Шербурские зонтики».

В июне 1967 года Франсуаза гнала свой автомобиль к аэропорту Ниццы. Она не справилась с управлением. Машина перевернулась и загорелась. Дорлеак пыталась выбраться наружу — ей это не удалось, потому что дверь заклинило. Несчастная женщина сгорела заживо. Личность опознали по водительским правам. Что ж — мнимое, возможно, соревнование двух сестер закончилось полной победой Катрин. Только Денёв долго не могла прийти в себя после страшной смерти Франсуазы: многие месяцы только антидепрессанты поддерживали в ней активность.

«Франсуаза была такая живая, смелая, талантливая, свободная. Мы никогда с ней не соперничали. Слишком были разные, хотя очень близкие друг другу. С тех пор у меня нет подруг. Я ни с кем не могу разговаривать так, как с сестрой», — признавалась Катрин. Но жизнь взяла свое. Денёв получила все возможные роли и награды. Ее лицо стало символом Франции. Катрин признается, что нередко она спрашивает себя: не чужое ли место я занимаю? Она вспоминает слова своей самоуверенной сестры: «Я красивая, а Катрин хорошенькая, я гениальна, а Катрин талантлива!»

В 1992 году площадь перед железнодорожным вокзалом в Рошфоре была названа именем Франсуазы Дорлеак. А 15 октября 2010 года в Курсон-Монтелу Катрин приняла участие в презентации нового сорта камелии, названной в честь Франсуазы Дорлеак. Денёв так отозвалась об этом событии: «Я очень тронута, что кто-то пожелал назвать цветок именем моей сестры. Об этом говорили в течение двух лет. Моя сестра была бы очень счастлива. Дать растению имя того, кого ты любил, это что-то непреходящее. Это утешает».

Лина Лисицына,

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх