Над кем подшучивал Евгений Моргунов
«Народный артист Советского Союза, депутат Верховного совета… сын Павлика Морозова», — так всегда представлялся зрителям актёр, большой и смешной выдумщик Евгений Моргунов, тот самый Бывалый, который 27 апреля отметил бы 87-летие.
От контролёра до худрука
Когда Евгения Моргунова в очередной раз попытались выгнать из Театра киноактёра «за бездарность», он обратился к Александру Довженко, попросив именитого режиссёра написать ему характеристику, чтобы показать её не оценившему актёра начальству. Довженко просьбу исполнил, написал: «Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но если в экспедиции застрянет машина, Моргунов тут же её вытащит. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но Моргунов прекрасно переносит жару и холод, и если надо — неприхотлив в еде. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но он прекрасно умеет доить корову и переносит на ногах грипп. Такой, как Моргунов, в экспедиции незаменим. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но вы-то знаете, талантлив ли Моргунов». Так талантлив ли Моргунов? Бесспорно, он гениальный комик, о чём говорят картины с его участием. Но не все знают, насколько талантливым комиком был Евгений Моргунов в жизни. Ранним утром Евгений Моргунов спешил в свой родной Театр киноактёра. Добирался он до него… на троллейбусе. Толпы народа, протиснуться невозможно, репетиция начинается через полчаса. Что же делал Моргунов? Он поднимал тумбу с надписью «Остановка троллейбуса» и переносил её чуть дальше от остановки. Ожидающие троллейбус граждане постепенно подтягивались к этой тумбе, а Моргунов курил в сторонке, ждал, когда троллейбус подъедет, остановится в положенном месте, и он первым вальяжно зайдёт в салон.
Любопытно, что иногда у актёра бывало туго с деньгами, и тогда в общественном транспорте он представлялся пассажирам контролёром, проверял билеты, а безбилетных ругал и высаживал. И лишь когда заходил настоящий контролёр, Моргунов непринуждённо выпрыгивал из троллейбуса. Когда Евгений Александрович не спешил на репетицию, он развлекался тем, что подходил к заждавшемуся посадки троллейбусу, оттягивал у него рога и просил кого-то из прохожих их подержать. А сам отходил в сторонку и ждал, что же будет дальше. Конечно, дальше бедняга «получал по рогам» от водителя троллейбуса. Но не только контролёра и водителя троллейбуса любил изобразить в жизни Евгений Моргунов. В том же Театре киноактёра он однажды устроил настоящий переполох, когда «в гости» неожиданно заехали Молотов и Каганович. Моргунов первым вышел к ним в фойе, представился художественным руководителем Театра киноактёра и попросил увеличить жалование артистам низшей категории, каковым он сам и являлся. Высокопоставленные начальники не смогли отказать руководству театра, и Моргунов вскоре получил прибавку.
Розыгрыши и хохмы приносили порой Моргунову выгоду, но чаще всего он применял свой безжалостный талант в бескорыстных целях. Он всегда носил с собой удостоверение с красной корочкой. Никто не знал, что в нём было написано, но действовало оно безотказно. В ресторане он шептал официанту: «Товарищ, дайте мне такой столик, чтобы тех граждан мне ничто не загораживало». В такси он заговорщицки подмигивал водителю: «Товарищ, следуйте моим инструкциям, догоните-ка вон ту машину и незаметно пристройтесь к ней». Иногда, возвращаясь домой, Моргунов подходил к одинокому прохожему, махал красной корочкой и строго говорил: «Пройдёмте!». Люди пугались, но следовали за Моргуновым. Дойдя до своего дома, Евгений Александрович делал недоумённое лицо, интересовался у товарища, почему он его преследует, и любезно отпускал попутчика. Потешаться над простыми гражданами Евгений Моргунов перестал после выхода в свет фильма Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс». Тогда большого и смешного актёра узнала вся страна, теперь уже было не до шуток в троллейбусах и автобусах — все бежали к нему за автографами.
Погорелец Ленский
Тогда Моргунов с шутками переключился на коллег. Многие его хохмы не поняли и не простили. Первым коллегой, невзлюбившим Моргунова, стал тот самый пёс Барбос, собака по имени Брех. Евгений Моргунов не поладил с его дрессировщиком, разговаривал с ним на повышенных тонах. И если дрессировщик воспринял это как рабочий момент, то пёс не простил «наезда» на хозяина. Брех в любую удобную минуту старался прикусить Моргунова. Когда Гайдай снова позвал Моргунова на роль Бывалого в картину «Самогонщики», на съёмочной площадке Моргунова первым встретил тот самый Брех и снова начал лаять и кидаться. Моргунов только руками развёл: «Вот же гад, всё помнит!».
Всё помнил не только Брех. Георгий Вицин был тихим, скромным, малообщительным человеком. Даже находясь среди актёрской братии, он любил побыть один. Съёмки «Пса Барбоса» проходили недалеко от деревни. Как-то в перерыве Вицин в костюме своего героя — драных штанах, грязной рубахе — отошёл в сторонку от всей группы и начал напевать арию Ленского: «Куда, куда, куда вы удалились…» Мимо проходили местные работяги. Они поинтересовались у Моргунова, наблюдавшего за Вициным из-за кустов, кто же это такой? Ответ не заставил себя ждать: «А это Иван Козловский, знаменитый наш погорелец. Вы не слышали разве? У него же дом сгорел, вот он и спятил. За ним приехать должны. Вы не волнуйтесь, скоро увезут, а дом он себе новый отгрохает, он же богатый». На подобные шуточки Вицин острил Моргунову в ответ, а вот Гайдай не стал церемониться с заправским шутником. Во время съёмок «Кавказской пленницы» Моргунов привёл на закрытый просмотр отснятого материала двух подруг. Гайдай потребовал убрать посторонних из зала. На это Моргунов шуткой раскритиковал гайдаевскую сцену погони: «А ты, Гайдай, что же мышей не ловишь?». Слово за слово режиссёр и актёр чуть было не подрались. Моргунов из зала ушёл. А Гайдай переписал дальнейший сценарий — вычеркнул из него все эпизоды Бывалого. В итоге Моргунов получил самый маленький гонорар за съёмки, а в письменной просьбе Гайдая к руководству киностудии выплатить постановочное вознаграждение за «Кавказскую пленницу» её создателям из знаменитой троицы значились только фамилии Вицина и Никулина.
Последний, кстати, тоже был сильно обижен на Евгения Моргунова: тот в интервью пожаловался журналисту, что из всей троицы государственную премию выдали почему-то только одному Никулину. Балбес сердился на Бывалого недолго, но, когда товарищи помирились, незамедлительно последовал новый розыгрыш. Однажды возле директорского кабинета Юрия Никулина в Цирке на Цветном бульваре выстроилась огромная очередь. Люди требовали у секретаря срочно пропустить их к Никулину для решения жилищных проблем. Оказалось, что возле цирка прогуливался Евгений Моргунов с депутатским значком на лацкане пиджака и говорил всем, кто направлялся в цирк, что сегодня его директор ведёт приём населения по поводу квартирного вопроса. Разъярённый Никулин потребовал больше не пускать Моргунова в цирк.
Мало кто понимал, что актёр шутками и прибаутками спасался от страшной реальности, от мучившего его недуга — диабета, из-за которого он был вынужден постоянно колоть инсулин. Его полнота была следствием отнюдь не чрезмерного аппетита, а именно болезни, и страшные боли в ногах терзали актёра практически постоянно. После Бывалого Моргунов так и не нашёл для себя другого образа, который бы так же запомнился и принёс бы ему не только популярность, но и неплохой заработок. За эпизоды актёр получал гроши и был вынужден ездить по стране с концертами. Каждый выход на сцену давался с трудом — ноги страшно отекали, приходилось разрезать носки и ботинки, чтобы хоть как-то облегчить боль. Иногда, когда она была нестерпимой, он позволял себе выйти к зрителю в тапочках. «Бревно на ногу упало», — шутил Моргунов.
В 1998 году пришла новая беда — младший сын Моргуновых заснул за рулём и врезался в дерево. После похорон шутки уже не спасали. Два инфаркта, инсульт. Моргунов ушёл вслед за сыном. Но за несколько дней до кончины Евгений Александрович всё-таки вспомнил былое, позвал врачей, погрозил им кулаком и заявил: «Вы меня отсюда не вынесете, потому что я — невыносимый!».
Свежие комментарии