Со сцены Вы специально подчеркнули, что всячески приветствуете традицию публичного чествования рабочего человека. Как получилось, что в постсоветском пространстве «рабочий и колхозница» ушли в тень, уступив своё почётное место каким-то случайным, неподходящим людям?
С концом Советского Союза мы внезапно потеряли очень много ценного, в том числе и само государство.
Главное же, что мы потеряли — нравственность. А некоторые и честь с достоинством. Разные «михаилы «Меченые» и прочие трёхпалые алкоголики привели Россию на грань пропасти и катастрофы, ещё бы шаг — и всё! Распродали и ненужное и нужное — заводы, фабрики, землю. Хорошо, что этот процесс не только остановили, но и отчасти сумели развернуть ситуацию вспять. Я вижу, как очень медленно, но мы идём по пути возрождения нравственности, отрадно и очень важно, что возрождается и церковь. Пора вернуть уважение к рабочему человеку и рабочему классу, о них уже несколько десятилетий как забыли. Будем уважительно относиться к рабочему классу, сможем вернуть рабочим достоинство — возродим и свою промышленность. Пример — вот этот металлургический завод.
А ещё мы потеряли почву под ногами. Потеряли деревню. Мы же аграрная страна, а только за перестроечный период более 23000 наших деревень сгинули. Зато теперь у нас чужие бананы и «сникерсы» повсеместно. Как говорится — не было бы счастья, да несчастье помогло. Оказывается, и санкции могут играть положительную для нас роль.
Как лично Вам жилось при Советском Союзе?
Мне жилось хорошо. Были, конечно, свои трудности, но я никогда не жаловался. Жить было интересно, да и сейчас интересно. Отношусь к сегодняшним событиям философски. Приходится тщательнее следить за предложениями, я, например, не снимаюсь ни в каких фильмах о криминале. Кино про горы трупов, потоки крови, где убить человека — всё равно что высморкаться, мне не интересны. Мне нужны картины, где можно «раскрыть душу», где есть возможность сыграть «человека полезного», работягу, труженика, где можно показать его человеческие качества. Таковы, например, фильмы «Змеелов» и «Мужики!..».
Вы принимали участие в «Русском марше», значит ли это, что Вы поддерживаете русских националистов?
Нет, не русских националистов, а русскую национальную идею. Как-то один телеведущий отметил, что патриотизм — это убежище для негодяев. Так вот он был неправ, выпустив из своей речи слово «даже», меняющее весь смысл фразы в корне. Я патриот, никогда этого слова не боялся и за ним не прятался. Да, на «Русский марш» выходил. Россия — для русских, Россия — для тех, кто любит свою Родину. И конкретная нация тут не важна, если у тебя душа болит за свою Россию — ты русский человек.
Какие они — русские? Гениальные и великие или пьяные и ленивые?
Против нас сейчас работает целая система пропаганды, чтобы унизить и оскорбить русских, чтобы убедить всех какие мы плохие. Вкладываются колоссальные средства. Слова идеолога этой системы (прим. автора — Аллен Даллес), о том, что они сделают возможное и невозможное для покорения славянских народов, заставят нашу молодёжь в чёрном видеть белое, а в белом — чёрное, не случайны. Брат пойдёт на брата, сын предаст отца, появятся новые Павлики Морозовы. Да, Америка действительно прилагает такие усилия, ведь она должна, как считают в США, владеть всем миром. И мы для них как кость в горле.
Что в такой ситуации делать обычному гражданину? Готовиться и стоять против внешнего врага. Сколько их было с древних времён — шведы, поляки, французы, немцы. Некоторые и по несколько раз за столетие стремились ограбить, сжечь, изнасиловать, поглумиться. Мы, русские, беззащитны, если удар наносят в спину, исподтишка, а не в открытом бою. Мой образ России — это женщина. С удивительно красивым и светлым лицом, с весенними глазами и проседью в волосах. Она способна и хочет любить, а её насилуют внешние враги и грабят свои же дети, плюющие на будущее собственной Родины. Они и есть самые страшные наши враги.
Каково Ваше мнение о современном российском кино?
Наше современное кино смотрю немного, «иногда» и несколько отстранённо, как бы издалека. Но кое-что к просмотру порекомендовать могу. Счастлив, что знаком и работал в одном фильме с Сергеем Безруковым. Это была известная картина о Сергее Есенине. Очень жалко, что из неё вырезали немало интересных вещей, моментов, где Сергей играл просто гениально. Потрясающе же он сыграл! Показал как создавались стихи, как чувствовал себя поэт среди своих близких, как жил и дышал на истинно русских просторах. Но фильм «обкорнали», вслед за этим совсем не туда сместились главные акценты. Остались, естественно, драки, водка и беготня за женскими юбками. Был, кстати, и сигнал «сверху»: не надо «вешать» на наши органы убийство, да ещё и такого человека как Есенин.
Военное кино в России начинает возрождаться. К этой теме отношусь очень серьёзно, я же родился в 1944 году, так что всё детство пришлось на послевоенный период. Жил в Забайкалье, хорошо помню пленных немцев. Всё, что связано с войной, мне очень дорого, немало моих близких не вернулись с фронта. На мой взгляд, отечественное «военное кино» до сих пор как-то «затирают». Например, картина «Оборона Севастополя» никакими призами отмечена не была. Или фильм о войне с моим участием — «Разжалованный». В этом фильме и войны-то всего-навсего 7 минут, всё остальное время — судьбы трёх людей, трёх воинов. Я играл роль пожилого ополченца, бывшего комбрига, выходившего из окружения, чуть было не расстрелянного. Очень хорошая картина получилась, но оказалась обществу ненужной, лежит «на полке».
В то же самое время фильмы «про любовь», где и народ какой-то странный снимают, и любовь у них вся однополая, и Россия показана неинтересной, да и снято всё это бездарно — в числе призёров кинофестивалей. Судить их не собираюсь, я просто перестаю относиться с уважением к людям, не уважающим меня, в том числе и как кинозрителя.
Одна из Ваших ролей предполагала облачение в форму немецкого офицера. Было какое-то отторжение к форме врага?
По-настоящему в форме немецкого оберлейтенанта (позднее — гауптмана) и под личиной немца Пауля Зиберта жил и действовал великий русский разведчик Николай Кузнецов. Так что никакого отторжения не было. Сыграть роль разведчика Кузнецова для меня было и честью и гордостью. Прикосновение к такой личности оставило свой след навсегда, это правда. Кстати, убит он был бандеровцами, продолжающими убивать и сегодня.
Прим. автора: в октябре 2015 года Герой Советского Союза, разведчик Николай Иванович Кузнецов был внесён в список лиц, подпадающих под «Закон о декоммунизации» на Украине. Согласно экспертному заключению Института украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины такие люди как «железный» Феликс Дзержинский, «огненная» Долорес Ибаррури, Георгий Жуков, Аркадий Гайдар, Эрнст Тельман, Леонид Брежнев, Павел Корчагин, Анри Барбюс, Карл Маркс, Фридрих Энгельс и, как ни странно, Павло Тимофійович Морозов, людьми достойными на Украине больше считаться не могут. Кстати, если кто не знает, Павло Тимофійович — это пионер Павлик Морозов, зарезанный вместе со своим 9-летним братом бандитами. В переводе на современный украинский язык «був вбитий селянами за донощиство».
В фильме «Любовь и голуби» Вы сыграли роль человека мягкого, даже робкого. А какой Вы в жизни? И как далась эта роль?
В жизни я разный. А роль далась легко, я ведь с детства занимался голубями, вырос в забайкальской деревне среди русских, моих братьев — бурят, цыган, татар, и мой персонаж Василий Кузякин был мне отлично знаком. Так что мне не пришлось как-то специально вживаться в образ, искать что-то особенное или «высасывать из пальца» эмоции. Я просто вспомнил этих людей, вспомнил своё детство. Меня, совсем маленького, одна бурятка спасла от смерти и выходила, подкармливала — хоть четверть стакана молока, а приносила. В детстве, кстати, я очень любил пельмени и буузы, это и до сих пор моё любимое блюдо.
На протяжении всего фильма в «эпизодической роли» выступают алкогольные напитки: тут и самогон, и вино, и пиво. Всё было настоящее?
Да, это действительно был самый настоящий слабоалкогольный коктейль, выпил его с удовольствием. Но есть простой закон: хочешь сыграть по-настоящему хорошо — играй на трезвую голову. Все мои театральные или кинематографические роли сыграны именно так. Пиво на причале, кстати, тоже было настоящим. Раз уж про это заговорили, скажу так: алкогольная тема меня лично никогда не волновала. А вот именно пиво — просто терпеть не могу. Напиток-то страшный, особенно после того, как разрешили его продавать повсеместно. Детский алкоголизм в России сразу вырос в 14 раз. Я похоронил многих своих друзей, которые спились. Тема для меня непростая, говорить на неё не люблю.
Как Вам работалось с режиссёром Меньшовым?
Меньшов — потрясающий режиссёр и человек. С ним было исключительно приятно работать. «Любовь и голуби» — вообще один из немногих фильмов, вокруг которого сразу создалась атмосфера добра, юмора, смеха, импровизации. Мы, безусловно, по-хорошему, с любовью к будущему зрителю и друг к другу хулиганили на съёмочной площадке. Потому и фильм получился, уже 40 лет как снят, а его до сих пор смотрят и пересматривают.
Когда я впервые смотрел готовый вариант фильма — мне было хорошо. Приятно было себя видеть, хотя обычно я не люблю смотреть фильмы со своими ролями, и не пересматриваю их никогда. Постоянно же находишь какие-то огрехи и недостатки в своей работе, начинаешь переживать: эх, сейчас бы это переделал, а вот то изменил бы! Тем не менее, смотреть и показывать другим свои фильмы мне не стыдно. Из всех картин, где я снимался, главной и самой важной я бы назвал картину «Очарованный странник». Это мой любимый фильм, снятый по классическому произведению Николая Лескова, он про нас и нашу страну, идущую по земле, под водой и через огонь к Вере. Такая у нас Россия.
Чему Вас научила жизнь?
Надо любить своих и свои корни. Предавать нельзя. Малую Родину свою ценить надо. И людей бы нам ещё таких, как мой друг Михаил Евдокимов, чтобы в каждой деревне такой Евдокимов был бы. Чтобы понимал и ценил своего брата-мужика, работягу.
Свежие комментарии