16 августа 1921 года родился известный кинорежиссер Владимир Чеботарев, автор одного из самых кассовых советских фильмов «Человек-амфибия». В день рождения мастера SPB.AIF.RU вспоминает малоизвестные факты о легендарной киноленте.
Безусловный успех
3 января 1962 года студия «Ленфильм» выпустила фильм «Человек-амфибия», вскоре ставший безусловным лидером кинопроката.
Фантастическую ленту о любви красавицы Гуттиэре и «морского дьявола» Ихтиандра посмотрели более 65 млн зрителей в СССР. Успех картины шагнул и за пределы страны. В том же 1962 году в итальянском Триесте на фестивале фантастических фильмов «Человек-амфибия» удостоится приза «Серебряный парус», а через год на I МКФ научно-фантастических фильмов - II приза «Серебряный космический корабль».
Интересно, что критики пророчили провал картине. Сохранился вердикт редколлегии «Ленфильма», в которой эксперты предрекали ленте забытье. По их оценкам, наступить оно должно было раньше 2000 года. «Если в течение ближайших лет наши кинематографисты сделают несколько увлекательных, красивых, благородных фантастических фильмов, «Человек-амфибия» спокойно, без споров и волнений, уйдет из зрительской памяти», - говорилось в их заключении.
Но прошло более полувека и картина, снятая режиссёрами Владимиром Чеботарёвым и Геннадием Казанским, до сих пор волнует миллионы зрителей.
Гиктанер вместо Ихтиандра
В основу фильма лег одноименный роман «советского Жюля Верна» Александра Беляева, написанный в 1927 году. Автор, создавший около 70 научно-фантастических произведений, по мнению литературоведов, опирался при написании на сюжет двух книг - французского романа-фельетона «Человек, который может жить в воде» Жана де Ла Ира и романа «Человек-рыба», который был напечатан анонимно в петербургской газете «Земщина» осенью 1909 года.
В основу фильма лег одноименный роман Александра Беляева, написанный в 1927 году.
В произведении Жана де Ла Ира главному герою пересаживают жабры молодой акулы и внушают ненависть ко всему человечеству. Юноша Гиктанер стал грозным оружием в руках своего создателя Фульбера, который мечтал о власти над всем миром. Но все изменилось после встречи молодого человека с прекрасной религиозной девушкой. Гиктанер сделал операцию по удалению жабр и счастливо зажил на Таити со своей избранницей.
Первое знакомство с романом
В одном из интервью Владимир Коренев, сыгравший в картине Ихтиандра, признался, что любил роман Александра Беляева с детства. Первый раз историю «морского дьявола» он услышал из уст незрячего дяди, который однажды приехал из Читы погостить к родителями будущего актера. Книгу, написанную шрифтом Брайля, он читал племяннику перед сном вместо волшебной сказки.
Голливуд не рискнул
Пройти мимо истории человека-рыбы не могли в Голливуде. В конце 40-х годов на киностудии вынашивали идею экранизации романа Александра Беляева, но в связи с техническими сложностями никто из режиссеров не рискнул взяться за дорогостоящий и трудоемкий проект.
На «Ленфильме» сценарий картины также долго пылился без дела. Около 10 лет режиссеры не могли представить, как воплотить в жизнь замысел фантаста. Решиться на это смог только начинающий на тот момент режиссер Владимир Чеботарев, мечтавший снять красивый и необычный фильм.
В одном из интервью он описал момент, изменивший его карьеры: «Я просматривал сценарный портфель киностудии «Ленфильм», где работал в то время. Увидел сценарий «Человек-амфибия». А этот роман Беляева я полюбил с детства. Мне нравится фантастика, которая ходит хотя бы одной ногой по земле. Истории, пусть нереальные, но которые происходят на нашей планете. Хотя читали сценарий многие, он не заинтересовал никого из режиссёров. Наверное, они не представляли, как его снять технологически».
Владимир Коренев и Анастасия Вертинская в фильме «Человек-амфибия», 1962 г.
Известно, что когда в Голливуде узнали, что в СССР все-таки нашлись смельчаки, решившиеся на экранизацию, то подняли проект на смех. В статье, опубликованной в Нью-Йорк таймс, говорилось, что «сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе».
Фильм «новичков»
В создании киноленты, совершившей революцию в кинематографе, принимали участие «новички» киноиндустрии тех лет. Для Владимира Чеботарева это был второй фильм, в котором он выступил в качестве режиссера. До этого в 1959 году вышла в свет его военная лента «Сын Иристона».
Исполнитель роли Ихтиандра - Владимир Коренев - до этого лишь раз появлялся на киноэкранах. Юноша с экзотической внешностью снялся в эпизоде картины «Жизнь прошла мимо» (1958 год). Рассказывая журналистам о том, как он попал в картину Чеботарева, он вспоминал, что его заметила ассистент режиссера на дипломном спектакле «Ночь ошибок».
Исполнитель роли Ихтиандра - Владимир Коренев - до этого лишь раз появлялся на киноэкранах.
«Мой персонаж был такой наивный человек — нечто среднее между дураком и недотепой. Когда я поинтересовался, почему она остановила выбор на мне, получил ответ, что в дураке и наивном человеке есть какое-то сходство, что у меня эта наивность очень убедительна и она более всего подходит к роли Ихтиандра», - говорил он.
Анастасия Вертинская, сыгравшая Гуттиэре, уже была известна зрителям. В 1961 году она снялась в известном фильме «Алые паруса».
Ну а песню ««Эй моряк, ты слишком много плавал», которую потом напевал весь Союз, написал молодой ленинградский композитор Андрей Петров. Это был его дебют в кино.
Подводники-консультанты
«Человек-амфибия» был первым отечественным игровым фильмом с обилием подводных съемок «в натурных условиях». Взявшись за столь смелый и амбициозный проект, Владимир Чеботарев обратился за помощью к подводникам.
«Мы с оператором Эдуардом Розовским связались с чемпионом страны тех лет Рэмом Стукаловым, другими специалистами. И пришли к выводу, что это трудно, очень трудно, но возможно», - вспоминал он.
В результате консультантами художественного фильма были сотрудник Ленинградского института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, аквалангист Владлен Кебкало и первый чемпион СССР по подводному спорту, инженер Рэм Стукалов.
Всего же в съёмках фильма участвовали пять подводников, двое из которых выполняли функции дублёров для Владимира Коренева и Анастасии Вертинской.
Актеры несколько месяцевтренировались в бассейне Института физкультуры.
Сами же актеры, которым предстояло сниматься в экстремальных условиях, несколько месяцев проходили подготовку у специалистов подводного плавания, тренировались в бассейне Института физкультуры. В итоге они героически снимались во многих опасных сценах самостоятельно. К помощи дублеров прибегали в крайних случаях, например, при съемках непростой сцены с арестом Ихтиандра.
Не хватило денег на Жака-Ива Кусто
Интересный факт: к съемкам картины планировалось привлечь французского исследователя Мирового океана, легенадарного Жака-Ива Кусто, который в 1943 году разработал и испытал акваланг совместно с инженером Эмилем Ганьяном. В конце 50-х годов в советском прокате была очень популярна его документальная лента «В мире безмолвия».
Владимир Чеботарев даже связался с ним. Кусто заинтересовался фильмом и пригласил режиссера приехать. Однако финансовые сложности помешали этому. Министерство культуры отказалось выделять средства на поездку, аргументировав это тем, что выделять валюту на съемки «детского» фильма - нецелесообразно.
Изобретения Розовского
Поскольку съемки художественного фильма под водой были в новинку, главный оператор картины Эдуард Розовский практически изобрел всю подводную съемочную аппаратуру.
По спецзаказу были изготовлены боксы для видеокамер. А чтобы решить проблему с освещением (под водой обычные лампы лопались из-за разницы температур), Розовский предложил использовать фары реактивных самолетов, которые обладают большим лобовым сопротивлением. В то время это было новаторским решением. Сейчас же по типу этих ламп сделана осветительная аппаратура для подводной съемки.
Поскольку съемки художественного фильма под водой были в новинку, главный оператор картины Эдуард Розовский практически изобрел всю подводную съемочную аппаратуру.
Еще одной необычной идеей, предложенной главным оператором, стал своеобразный аквариум с рыбами, который смонтировали перед камерой. Поскольку Черное море было небогато на всевозможную живность, то пришлось пойти на эту хитрость, чтобы в кадре все время плавали рыбы.
Годы спустя оператор с сожалением говорил, что после выхода «Человека-амфибии» опыт подводных съемок «выбросили на помойку», и что его подводные наработки оказались никому не нужны.
Костюм из хеланки
Зрителям запомнился фантастический костюм Ихтиандра. Эффектно смотрящийся на экране, он был сделан из эластичной материи, из которой делали плотные женские колготки – хеланки. На эту ткань мастера кропотливно по одной нашивали маленькие чешуйки из белой пленки. При этом вместо ниток использовалась леска – для прочности.
Владимир Коренев вспоминал, что в воде костюм моментально намокал. На глубине актера начинало колотить от холода, и тогда было решено пойти на маленькую хитрость. Ему сшили резиновую рубашку.
«В нее (рубашку – прим.) вода наберется, тело в этой воде согревается. Я был такой худой, что мне еще толщинки делали из поролона, чтобы фигура была какая-то нормальная», - делилася секретами актер.
Владимир Коренев в фильме «Человек-амфибия», 1962 год
Вклад в пропаганду подводного плавания
Владимир Чеботарев неоднократно признавался в любви к подводному плаванию. По его словам, он занимался им до тех пор, пока это позволяла раненая на фронте нога.
Когда же ему исполнилось 80 лет, то режиссеру преподнесли грамоту от Комитета по физической культуре и спорту, в которой отметили его вклад в пропаганду подводного плавания.
Свежие комментарии