На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Галина Самарская
    Спасибо. Мне тоже понравилась статья. Только жаль, что не упомянута ее семейная жизнь  с Пьером Лескюром,( 1983-1991)...«Она соблазнитель...
  • Татьяна Полякова
    ПОПРОЩЕ  !  Данное слово всегда пишется слитно – попроще. Написание через дефис или раздельно – грубая ошибка.Как сейчас живёт ...

Владимир Мотыль - человек за кадром.

26 июня знаменитому советскому режиссеру и создателю фильма "Белое солнце пустыни" исполнилось бы 91 год!

Владимир Мотыль родился 26 июня 1927 года в белорусском местечке Лепель. Мотыль закончил актёрское отделение Свердловского театрального института (1948) и исторический факультет Свердловского университета (1957, заочно). Работал режиссёром Свердловского драматического театра, затем актёром и режиссёром в театрах в Сталиногорске (ныне Новомосковск Тульской области) и в Нижнем Тагиле. С 1955 года он был главным режиссёром Свердловского театра юного зрителя. В 1957-1960 годах был режиссёром Свердловской киностудии.
Свой первый самостоятельный фильм, «Дети Памира», Владимир Мотыль снял в 1963 году на Таджикской киностудии. Фильм принес ему единодушное признание авторитетных критиков в центральной прессе.
Другой его фильм – "Женя, Женечка и Катюша" (1967г), снятый им в Ленинграде по собственному сценарию совместно с Булатом Окуджавой, вызвала гнев идеологов кинокомитета и повлекла за собой запрет на профессию.
Картину, главную роль в которой исполнил 26-летний Олег Даль, приняли, но в Госкино тираж ей отвели очень маленький. Мотыль же получил выговор от первого зампреда Госкино Баскакова, который сказал: «Пока я на этом посту, вы больше работать не будете». А Мотыль ответил: «Буду».


Спасительной для Мотыля оказалась созданная к тому времени уникальная студия Григория Чухрая. Она имела особый статус – автономию в выборе сценариев и режиссера.
Владимир Мотыль рассказывал: «Григорий Чухрай дал мне работу, он сказал: «Вот есть сценарий, очень неважный сценарий, но я тебе даю полную свободу, потому что ты сделал замечательную картину «Женя, Женечка и Катюша» (она ему очень нравилась), «берись». От этого сценария отказались все режиссеры Мосфильма, все сколько-то заметные режиссеры, никто не взялся, потому что он был очень плоский. Там не было изюминки, без которой не обходится ни один хороший фильм. Но я прочел сценарий и, хотя я был запрещенный режиссер, отказался, сказал Чухраю, что нет, тут я ничего не смогу сделать. Он возмутился и говорит: «Берись! Черт бы тебя побрал, ты что, ты же под запретом, тебе никто не даст постановку, кроме нашей независимой экспериментальной студии».


Сценарий, за который не брался ни один режиссер, и даже запрещенный Мотыль от него поначалу отказывался, в итоге станет любимейшей картиной миллионов зрителей — «Белое солнце пустыни». Никак не думал тогда Владимир Яковлевич, что из слабенького сценария выйдет национальный бестселлер. Русский "вестерн" оказался бестселлером как в национальном, так и в мировом прокате советской кинопродукции. В течение трех десятилетий на телеэкранах не прекращаются ежегодные показы фильма, признанного критиками и зрителями классикой. Иностранные компании периодически возобновляют покупку прав на этот фильм. Фильм "Белое солнце пустыни" стал талисманом покорителей космоса, включивших его просмотр в программу подготовки космонавтов к полету.


Устойчивой оказалась и популярность масштабной двухсерийной ленты "Звезда пленительного счастья" (1975), также единодушно признанной кинокритикой и публикой. Однако лидирующий успех фильмов Мотыля стал все более раздражать партийное руководство. Его фильмам отводилась функция пополнения валютных запасов от зарубежных контрактов, но систематических отказов от "современности", от агитсюжетов, славящих советский образ жизни, режиссеру не прощали. Его не включали в делегации, выезжавшие за рубеж, где показывались его фильмы, ущемляли в зарплате, не подпускали его фильмы к международным конкурсам, обходили званиями, наградами. Отношение властей разделяло и руководство Союза кинематографистов СССР, состоящее из коллег Мотыля. Им не нравилось, что в отличие от подавляющего большинства коллег этот режиссер постоянно живет в особом режиме - отказывается войти в штат какой-либо киностудии с ее парткомом, дирекцией, профкомом, где давно отработана система принуждения штатных режиссеров. В конечном счете был запрещен фильм В. Мотыля "Лес" (1980), снятый по мотивам пьесы А.Н. Островского. Мотыля вторично изгоняют из кино, и, ко всеобщему облегчению в руководстве Госкино, на этот раз, казалось, навсегда. Но режиссер оказался живучим и благодаря личному и служебному соперничеству главы Госкино В.Ермаша и телеминистра С. Лапина был приглашен в Останкино в творческое объединение "Экран" на должность художественного консультанта телефильмов молодых режиссеров. В. Мотылю удается написать сценарий и снять трагикомическую фантазию по мотивам чеховских новелл "Невероятное пари" (1984).


Только в 1992 году создатель шедевра «Белое солнце пустыни», признанный мастер был удостоен официального государственного статуса. Ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств России (1992).
Владимир Мотыль скончался 21 февраля 2010 года.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх