На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Галина Самарская
    Когда Катрин Денёв и Марчелло Мастроянни встретились у него была не маленькая дочь, а 20-летняя дочь Барбара.Французский поцел...
  • Галина Самарская
    Спасибо. Мне тоже понравилась статья. Только жаль, что не упомянута ее семейная жизнь  с Пьером Лескюром,( 1983-1991)...«Она соблазнитель...
  • Татьяна Полякова
    ПОПРОЩЕ  !  Данное слово всегда пишется слитно – попроще. Написание через дефис или раздельно – грубая ошибка.Как сейчас живёт ...

25 апреля 1928 года родился Юрий Васильевич Яковлев

25 апреля 1928 года родился Юрий Васильевич Яковлев - советский актер театра и кино. Народный артист СССР, Трудового Красного Знамени (1978), кавалер Орденов Ленина (1988), «За заслуги перед отечеством» III степени (1996).
Родился в Москве.
Когда началась Великая Отечественная Война, семья Яковлевых переехала в Уфу, где тринадцатилетний Юра работал вместе с матерью в госпитале.

В 1943 Яковлевы вернулись в Москву. Ю.Яковлев учился в вечерней школе, работал помощником механика в гараже. В 1948 пробует поступить во Всероссийский Государственный Институт Кинематографии и не проходит пробы (Набиравшие тогда курс С.Герасимов и Т.Маркова сочли Ю.Яковлева «некиногеничным»). В том же году он поступил в Театральное училище имени Б.В.Щукина. В 1952 был зачислен в труппу Государственного академического театра имени Евг.Вахтангова.

Одной из первых работ в театре стала для Ю.Яковлева роль Заморского Принца («Горя бояться – счастья не видать», режиссёр Е.Симонов, 1954), которая была исполнена им в лучших традициях сказочной буффонады: здесь был и мягкий юмор, и внутренняя свобода. Главной особенностью роли стало редкое сочетание тонкого психологического рисунка и откровенности эмоций, остроты перевоплощения и ярко выраженной лирической темы. Многолетняя партнерша по сцене Юлия Борисова делится своими впечатлениями: «С ним радостно на сцене. Он молниеносно реагирует на любой нюанс партнера, мгновенно подхватывает зазвучавшую в тебе ноту и присоединяется к ней». Творчество Ю.Яковлева имеет оттенок сиюминутности. Именно импровизационная легкость (редкий и особо ценный дар) сделала Ю.Яковлева истинным «вахтанговцем».

Спустя несколько лет Ю.Яковлев пробует свои силы в кинематографе и с 1958 с ним уже не расстается. И.Пырьев предлагает ему роль Льва Мышкина («Идиот», Ф.Достоевского). «…Во всем облике актера ощущалось какое-то природное благородство. Ему были свойственны простота и мягкость. Он обладал задушевным голосом. И весь был окутан атмосферой какого-то неизъяснимого, но мгновенно привлекающего к себе обаяния», – вспоминает режиссер картины. Несмотря на болезненную восприимчивость, герой Ю.Яковлева был лишен патологии. Актер снял с князя ореол мученичества. Он играл не трагедию, а преодоление трагедии.

В 1960 Ю.Яковлев играет в спектакле «Пьеса без названия» (А.Чехов, режиссёр А.Ремизова,), исполняя ставшую позже любимой роль Трилецкого, человека, по словам самого актера, потерявшего все, утратившего надежды. «Он слывет остряком и балагуром, немного циником. На самом деле, это только маска, за которой кроется трагедия одиночества, пустоты и неверия», – говорил Ю.Яковлев о своем персонаже. В том же году Ю.Яковлев сыграл в «Дамах и гусарах» (режиссёр А.Ремизова, 1960) старого майора в отставке. Спектакль сразу полюбился зрителям и продержался в репертуаре театра более двадцати лет. Образ, созданный актером, был окрашен и комедийным блеском, и трогательной наивностью. «Насмешливое мое счастье» (по документальной драме Л.Малюгина, 1965) – во многом определяющий спектакль в творческой судьбе актера. Роль Антона Павловича Чехова была крайне важна для Ю.Яковлева: «Чехов занимает в моей жизни едва ли не самое главное место. Его принципы, мировоззрение, отношение к людям, писательству – все это мне чрезвычайно близко. И если есть пророк в своем отечестве, то в моем отчестве это место занимает Чехов».

Галерею яковлевских образов в кино продолжают знаменитый поручик Ржевский из «Гусарской баллады» Э.Рязанова (1962), в котором проявились и здоровый патриотизм, и «изящная ядреность», и героическое благородство, и комизм; Стива Облонский из экранизации романа Л.Толстого «Анна Каренина» (режиссёр А.Зархи, 1968), Иван Васильевич из комедии А.Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), Ипполит из «Иронии судьбы, или С легким паром!» (режиссёр Э.Рязанов, 1975), фильма, уже давно ставшего в России «визитной карточкой» Нового Года. Интересная деталь: в помещении, где проходили съемки Иронии судьбы, не было горячей воды, и Ипполиту-Ю.Яковлеву в сцене, где он в верхней одежде залезает в ванную, приходилось принимать ледяной душ. Но в какой-то момент горячую воду все-таки включили. Так, благодаря импровизационному дару Ю.Яковлева родилась крылатая фраза «Тепленькая пошла!» В том же 1975 был снят фильм «Любовь земная», где Ю.Яковлев сыграл Брюханова – зрелую, и сильную личность.

Одна из последних по времени ролей Ю.Яковлева в театре – Дудукин в спектакле «Без вины виноватые» П.Фоменко, поставленном в Вахтанговском театре в 1994. Он самый очаровательный и добродушный сплетник на свете. Московский барин, нежно и преданно любящий театр, Дудукин Ю.Яковлева становится едва ли не центром спектакля. Ю.Яковлев – актер интуиции, внутреннего порыва. Эмоциональные краски рождаются органически, а не выдумываются из головы; острейшая характерность возникает из верно понятой логики драматического произведения и режиссерского решения. «Он кажется летящей птицей, которой не надо контролировать свой полет, подсчитывать, сколько усилий нужно для взмаха крыла, – говорит Ю.Борисова. – Она летит плавно, свободно, мощно, исполненная радостью бытия, даря эту радость людям». Ю.Яковлев – это излучение юмора, иронии, естественности и легкости. Сам он считает, что «актер интересен лишь тогда, когда он – личность, а личность – это мировоззрение, собственное отношение к тому, что хочешь сказать ролью». Ю.Яковлев интересен зрителям, он личность, он артист огромного личного обаяния и внутренней культуры. Юрий Яковлев любит читать русских классиков, слушать классическую музыку.

В 1997 была издана его книга Альбом души моей. Лауреат Государственной премии РСФСР имени Станиславского (1970), премии Президента России в области литературы и искусства за 2003 г. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. За несколько недель до смерти, 5 ноября 2013 года, в последний раз появился на публике, посетив церемонию вручения премии фонда «Артист».

Скончался в московской больнице после продолжительной болезни в ночь на 30 ноября 2013 года. По некоторым данным, причиной смерти стал сердечный приступ или отёк лёгких. Прощание состоялось в театре имени Вахтангова. Похороны актёра прошли в Москве, 3 декабря на Новодевичьем кладбище.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх