Вы на себя в зеркало смотрели?
И куда только смотрели члены приемных комиссий Школы-студии МХАТа и Щепкинского училища, когда перед ними выступала абитуриентка Инна Чурикова – юная девушка с выдающимся носом и большими амбициями. В первом случае она читала стихи (серьезно, с закрытыми глазами, как учила мама) и не заметила, что преподаватели смеются над ее исполнением.
В Щепке Чурикову забраковали сразу из-за внешности, которая никак не хотела укладываться ни в один стандарт "актрисы". "Девушка, а вы давно смотрели на себя в зеркало?" — спросил ее один из экзаменаторов.На актерское отделение Инна Чурикова благодаря своей настойчивости все же попала. Но еще несколько лет после окончания Щукинского театрального училища Инне Чуриковой приходилось играть второстепенных "зайчиков и белочек" в Театре юного зрителя. Одной из первых ее главных ролей стала Баба Яга в спектакле по пьесе Евгения Шварца – именно такой ее впервые увидел на телеэкране (пьеса пользовалась успехом и вскоре по ней сняли телеверсию) будущий муж режиссер Глеб Панфилов.
Не принцесса – королевна!
Своеобразная внешность, комедийный талант и "сказочный" опыт актрисы сыграли решающую роль в первой заметной киноработе Чуриковой – сказке "Морозко", где актриса перевоплотилась в Марфушеньку-душеньку. Чурикова была не первой претенденткой, но она очень хотела сниматься, и в пробной сцене с таким энтузиазмом принялась грызть орехи, что тотчас покорила режиссера Александра Роу. На съемках Инна Чурикова тоже проявила стойкость — зимнюю натуру снимали под Мурманском в ужасный холод. Актриса, как и в сказке, долго-долго сидела под елкой и замерзла по-настоящему, ожидая, правда, не Деда Мороза, а оператора, который устанавливал свет.
Второстепенный образ вредной Марфуши, созданный актрисой, запомнился зрителям больше, чем главные положительные герои — этому способствовали фразы из фильма, ставшие в народе крылатыми: "Мамаш, ты ей брови-то замажь"; "Мать, а у Настьки коса лучше моей. Твоя дороже, твоя на базаре куплена"; "Нет, не принцесса. — А кто же? – Королевна!"
Когда Инна Чурикова впервые увидела себя на экране в фильме, она расплакалась. "Мне казалось, что я такая страшная! После этого всерьез подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино", — признавалась актриса.
Тем не менее благодаря этой роли Инну Чурикову узнали не только советские, но и чешские, и даже американские зрители. Последние, кстати, недоумевали, как в этой странной русской сказке можно переживать за Настеньку. Более достойной невестой американцы сочли именно Марфушу – она разумно мечтает о хорошем муже и богатстве, вместо того, чтобы, как Настенька, обманывать жестокого старика Деда Мороза, замерзая на снегу безо всякой пользы для общества.
Совет да кино
В 1967 году на экраны вышел первый совместный фильм Глеба Панфилова и Инны Чуриковой "В огне брода нет", в котором актриса сыграла робкую санитарку Таню Теткину, которая в самый разгар Гражданской войны пытается успеть прожить целую жизнь, словно предчувствуя, что она будет короткой. У бессловесной медсестры, которую никто не воспринимает всерьез, неожиданно открывается талант художницы, а вскоре она впервые по-настоящему влюбляется.
Глеб Панфилов вспоминает, как он нашел свою музу: "Я работал в Свердловске над сценарием и уже приглядывался, искал актрису на главную роль. Видел ее так ясно, что даже нарисовал. И вот однажды включил телевизор, и вдруг на экране появилось лицо девушки, танцующей с молодым человеком. Да вот же она, Таня Теткина!"
Титров в передаче не было, и Панфилов подключил к поискам Ролана Быкова, дав ему в качестве ориентира свой рисунок. Актер заявил, что знает некую Лидию Чурикову из московского ТЮЗа, которая подойдет на роль. "Я немедленно отправил туда своего ассистента. Тот привез не Лидию, а Инну Чурикову. Помню как сейчас этот момент: захожу, сидит девушка, поворачивает голову – она! То самое лицо, из телевизора! Вот так мы встретились с Инночкой… Это был подарок небес", — рассказывает Глеб Панфилов.
Следующий свой сценарий режиссер писал уже специально под Инну Чурикову, и он получился очень личным. В фильме "Начало" актриса сыграла сразу две роли – провинциальной ткачихи Паши Строгановой со "специфической внешностью", которая в свободное время ходит на танцы и играет Бабу-Ягу (ту самую!) в любительском драмкружке, и ни много ни мало Орлеанской девы Жанны д’Арк. "Начало" — это фильм в фильме: по сюжету, заезжий столичный режиссер видит Пашу на сцене и загорается идеей снять ее в роли Жанны д’Арк в своем фильме. Никто не может понять, что режиссер нашел в неприметной ткачихе – так же, как и в жизни в свое время не все были довольны выбором Панфилова. В адрес актрисы летели оскорбительные замечания чиновников — "не дотягивает", но Панфилову было все равно. Кстати, про Жанну д’Арк режиссер хотел снять отдельный фильм и даже вел переговоры с французскими продюсерами. Но французы хотели видеть в роли Жанны Катрин Денев или Ванессу Редгрейв, а Глеб Панфилов настаивал на кандидатуре Чуриковой, поэтому фильм не состоялся.
"Жанна Чуриковой потрясала: казалось, точнее и сильнее играть невозможно. А любишь-то не Жанну, а Пашу, с ее непредсказуемыми переливами интонаций от обиды до радости; с ее жаждой отдать любовь, позволить любить (больше ничего не надо — умоляют глаза) <…> с ее трогательно-простонародной жаждой "культуры"; с ее высочайшим строем чисто женской души", — писала об этой роли Татьяна Москвина в журнале "Сеанс".
Еще одна совместная работа Чуриковой и Панфилова – фильм "Васса", снятый в 1983 году. Горьковская Васса Железнова – настоящая глава семьи, которая держит в руках все связующие нити и не имеет права давать слабину. В интерпретации актрисы она получилась более мягкой и живой, но в то же время крепкой и несгибаемой, как тесто, с которым Чурикова сравнивала характер своей героини.
"Когда он (Глеб Панфилов – прим. ред.) впервые заговорил о "Вассе", мне казалось, что это не мое дело, что там должна быть другая актриса. Я ему даже назвала несколько имен. А он говорит: "Не-е-ет, Васса Железнова не железная, не стальная. Она — мягкая сила. Или, как ее дочка говорила, "человеческая женщина". Вот отсюда мы и шли — от человеческой женщины", — объясняла она.
"Васса" получила Золотой приз Московского кинофестиваля, а Инна Чурикова за эту роль была удостоена Госпремии. Впоследствии Чурикова и Панфилов еще не раз работали вместе, а сейчас их сотрудничество перешло на театральную сцену – последние ленкомовские премьеры "Ложь во спасение" и "Аквитанская львица" являются его результатом.
"Мне с ним очень повезло, — признается актриса, говоря о муже. — Он дал мне такие замечательные роли! Он считает, что я — многомерная величина. Это поразительное чувство, когда в тебя верят не как в жену, а как в актрису, которая многое может: способна все понять и сделать так, как хочет режиссер, а может быть, даже и лучше".
Есть женщины в русских селеньях
Не стоит думать, что Инна Чурикова – актриса одного режиссера. Она с успехом снималась у других мастеров, каждый раз находя самые тонкие грани характеров своих персонажей и заставляя зрителей по несколько раз пересматривать любимые ленты.
Одна из таких вечных картин "Военно-полевой роман" Петра Тодоровского, вышедший в один год с "Вассой". В этой народной мелодраме в центре внимания чувства людей – бесхребетного Саши Нетужилина (Николай Бурляев), встретившего и полюбившего бывшую любовницу своего комдива, самой любовницы — вульгарной бабенки (ее сыграла Наталья Андрейченко), которая по жизни выбирает из всей "стаи" самого сильного "самца", и жены Нетужилина – бесконечно преданной и любящей Веры в исполнении Инны Чуриковой.
Актриса признавалась, что съемки прошли на удивление легко, а режиссер Петр Тодоровский прислушивался к ее советам и рекомендациям. То же вспоминает и ее партнер Николай Бурляев: "Тодоровский говорил, что любит актеров, потому что они — единственное звено, связывающее его со зрителем. Особенно трепетно Петр Ефимович относился к Инне Чуриковой. Ей позволялось отходить от сценария и по ходу придумывать что-то свое. Чурикова прекрасно об этом знала и все время пользовалась такой льготой".
Премьера состоялась на Берлинском кинофестивале, где Инна Чурикова была отмечена как лучшая актриса. Позднее "Военно-полевой роман" был номинирован на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке".
Образ той "человеческой женщины", которую Инна Чурикова показала в "Начале", "В огне брода нет", "Вассе" актриса развивала во многих своих работах. Например, в фильме "Ребро Адама", снятом режиссером Вячеславом Криштофовичем в 1990 году по мотивам повести Анатолия Курчаткина "Бабий дом". Главная героиня Нина Елизаровна (Чурикова) живет очень трудно – на ее попечении парализованная мать, а проблемы двух уже взрослых дочерей не дают расслабиться и подумать о себе. Однако она надеется только на лучшее и делится этой неугасающей жаждой жизни с окружающими.
Неслучайно свою тему в искусстве актриса определяет как размышление о женщине. "О том, зависима она или нет, каким образом выходит из сложных жизненных обстоятельств, — объясняет Чурикова. — Так или иначе, но все мы в них попадаем, а вот выходим — каждая по-своему. Почему? Да потому, что мы разные! Мне ближе женщины, которые в любых обстоятельствах сумели сохранить достоинство. Согласитесь, они вызывают уважение".
"Курочка Ряба" — продолжение картины Андрона Кончаловского "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж" 1967 года, в которой Асю играла Ия Саввина. Прочитав сценарий фильма, Саввина отказалась от роли Клячиной, сочтя сценарий оскорбительным.
Новая Ася появилась на экране в исполнении Чуриковой – спустя 30 лет после событий, описанных в первом фильме, она предстает в образе этакой деревенской блаженной с вечным перманентом вместо волос. Бывшая гордячка не расстается с бутылкой, ратует за коммунистические идеалы и разговаривает с собственной курицей. А замуж по любви Ася Клячина так и не вышла.
В одном из интервью Инна Чурикова признавалась, что ей неловко было браться за роль, принадлежавшую некогда другой актрисе, но услышав, что Саввина не будет играть, все же решила не отказываться. И если режиссер Андрон Кончаловский видит в той ленте пасквиль на русский народ, то у актрисы на этот счет сложилось другое мнение.
"В этой женщине, Асе, при всех ее несовершенствах, есть какая-то вечная мудрость русского народа. Помните ее монолог о траве, ее способность слышать голоса в небесах? В ее характере так много всего… Очень странный характер. Я допытывалась у Андрона: "Ведь любит же она кого-то? Не может же не любить!» Андрон говорил: "Нет, никого она не любит". Но я понимала, что она бесконечно любит своего единственного сына, бесконечно…"
Примадонна "Ленкома"
Кинокарьера Инны Чуриковой не мешала сцене – после нескольких лет в ТЮЗе актриса пришла в "Ленком", где служит вот уже почти 40 лет. Она дебютировала в спектакле Марка Захарова "Тиль", а сегодня задействована в четырех постановках. В "Ленкоме" актрису называют не иначе как Примадонна. "То, что у нас в театре работает Инна Чурикова, это подарок судьбы", — говорит худрук Марк Захаров.
Один из главных ее спектаклей – чеховская "Чайка" в постановке Захарова, где Чурикова играла вместе с Дмитрием Певцовым, Олегом Янковским, Леонидом Броневым. Свою героиню Аркадину Инна Чурикова считает хорошей актрисой, но говорит, что в жизни на нее не похожа: "Хочется думать, что я — другая женщина, но на самом деле не знаю, какая я. Все же мне кажется, что я по-другому отношусь к сыну к семье, к дому".
Еще одна звездная театральная роль Инны Чуриковой – Антонида Васильевна в спектакле "Варвар и еретик" по роману Достоевского "Игрок", та самая "75-летняя грозная и богатая <…> помещица и московская барыня, в кресле, с парализованными ногами, с повелительно-грубоватыми манерами", чей приезд — "катастрофа для всех".
Одна из недавних премьер с участием Чуриковой "Аквитанская львица" поставлена Глебом Панфиловым по мотивам исторической пьесы Джеймса Голдмена "Лев зимой". События в пьесе происходят в замке Шенон при дворе английского короля Генриха II в ХII веке. Она повествует о сложных взаимоотношениях между родителями короля Ричарда Львиное Сердце Генрихом II и Алиенорой Аквитанской, властной и влиятельной женщиной. Властители государств, вершители чужих судеб, они оказываются не в состоянии разобраться в собственной жизни.
"Алиенора — удивительная интереснейшая женщина, перед которой стоят те же проблемы, что и сегодня перед нами: семья, дети, родители и их взаимоотношения", — так отзывается Чурикова об этой роли.
Сегодня актриса не гонится за ролями, но сцену покидать не собирается, ведь она считает, что актерство – это "болезнь", которая не лечится.
"Мне кажется, что такое призвание от Бога, который предназначает тебе ту или иную судьбу. Поэтому если есть у тебя сильное желание стать актером или режиссером (я бы даже сказала — недуг), никуда ты от этого не денешься. Потребность играть будет выше, важнее внешних атрибутов профессии. А популярность, честно говоря, — проверка на прочность".
Подготовила Елена Костомарова
РИА Новости https://ria.ru/weekend_cinema/20131005/967217575.html
Свежие комментарии