На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Кинотеатр «Художественный» – феномен российской культуры

Московский кинотеатр «Художественный» расположен на Арбатской площади. Открыт в 1909 году. Это один из немногих действующих в мире кинотеатров, имеющих столетнюю историю.

 

 

Первоначальный проект кинотеатра на 400 человек был выполнен архитектором Н.Н. Благовещенским. Но наплыв посетителей, желающих приобщиться к синематографу, новому виду искусства, был столь велик, что уже в 1912-1913 гг.

здание кинотеатра было перестроено выдающимся московским архитектором Ф.О. Шехтелем в духе модерна со стилизацией под античную классику. Количество мест было увеличено до 900, невероятная цифра для того времени. В кинотеатре «Художественный» собиралась публика преимущественно из московской интеллигенции.

Участком земли и зданием кинотеатра владело «Варваринское акционерное общество домовладельцев», а непосредственно сам синематограф принадлежал А.Л. Брокшу, потом А. А. Xанжонкову.

Синематограф «Художественный» был одним из самых фешенебельных кинотеатров города. Каждый владелец театра старался любыми способами привлечь зрителя и поразить великолепием. На смену наспех переоборудованным складским помещениям первых кинозалов пришли огромные здания с красочными афишами, гирляндами электрических лампочек на фасадах, мраморными колоннами, пальмами в фойе, ярким светом ажурных люстр, обильным и роскошным буфетом. Перед началом сеанса на небольших эстрадах выступали артисты, играли музыканты. При входе были оборудованы гардеробные, как в драматических театрах. Но в отличие от них, дамам в кинозале разрешалось пребывать в шляпах.

Зрительный зал в лучших кинотеатрах, и в «Художественном электро-театре» тоже, не уступал театральному залу: он был просторными, с рядами удобных кресел в партере, с ложами, полузакрытыми бархатными портьерами, наверху на балконе располагалась галерка.

Художественный электро-театр. Фото. 1910-е гг.

 

              Художественный электро-театр. Фото. 1910-е гг.

Первой «фильмой», показанной в кинотеатре 11 ноября 1909 г., стала «Жоржетта» — драма в исполнении знаменитых парижских артистов. Потом пошли мелодрамы «Ангел примирения» и «Посмертное желание матери», большей частью демонстрировались видовые, драматические и комические ленты. Репертуар кинотеатра был весьма разнообразен, так, например, в октябре 1914 года в него входили: «Призрак счастья», «Развалины древнего Египта», «Я люблю энергичных», «Принцевы острова», «Миражи жизни», «У берегов Бельгии», «Только бы не узнала жена», «В Греции», «Анна Каренина», «Дух времени», «Современная Греция», «Переход русских войск через реку Сан после победы над австрийцами», «Запутанное родство». Такое количество демонстрировавшихся фильмов объясняется тем, что по продолжительности они не превышали 10-15 минут.

В одном фельетоне того времени о кинематографической публике писали так: «Зрительный зал занят, ни одного свободного места, все унизано оживленными рядами лиц. Тут и почтенные физиономии финансистов со своими семьями, тут и юнкера, офицеры, лицеисты, модные шляпки, синие околышки студентов. Серых трудовых лиц совсем нет. Аудитория отменная. Многие ведут прерванную беседу. Студентки и курсистки говорят на злободневную тему, рассказывают о забастовке, обструкциях в университете, об отставках профессоров. Учащиеся, которые жмутся ближе к экрану, — самая оживленная часть зрительного зала. Тут ярче воспринимают, свободнее держаться, оживленнее беседуют. То острота сорвется, то искрящийся смех. Чем выше, тем чопорнее. Но вот гаснет медленно электричество, вспыхивает белый четырехугольный экран. Разговоры забыты. Вкусы публики тут изучены. На протяжении всей программы лишь небольшой кусочек времени отнимает драма или мелодрама. Преобладают картины комические и видовые. Зрители их очень любят. Большинство этих людей имеют возможность черпать из первоисточника знаний и не так уж нуждаются, чтобы их „без отдыху и сроку“ пичкали духовной пищей. Вечером, когда энергия уже достаточно израсходована за день, приходят они сюда, чтобы отдохнуть, посмеяться, освежиться от полусуточной сутолоки. Тут они находят все это».

После октябрьских событий 1917 г. кинотеатр претерпел значительные пертурбации: интерьер потерял фешенебельность, значительно изменились публика и репертуар. Но «Художественный» не потерял своего лидирующего положения в советском кинопрокате. Ибо «из всех искусств для нас важнейшим является кино». В 1924 г. здесь показывали «Броненосец „Потемкин“», и около входа творилось настоящее столпотворение. В 1931 г. здесь состоялась премьера первого советского звукового фильма «Путевка в жизнь», в 1936 — первого цветного фильма «Груня Корнакова». В первые годы перестройки здесь же можно было увидеть опального «Комиссара» с Нонной Мордюковой.

В «Художественном» кино всегда являлось больше чем кино: были времена, когда перед сеансом зрителям читались политико-воспитательные лекции на актуальные темы, но на сцену зачастую поднимались актеры и режиссеры, а в фойе проходили выставки афиш и картин советских самодеятельных художников. Имелась и спецложа, из которой, говорят, смотрели кинофильмы Сталин, Берия и Хрущев.

Сейчас в фойе развешаны старые фотографии образца журнала «Советский экран»: молодые Жерар Депардье, Елена Соловей, Леонид Ярмольник... Буфета как такового нет, зато в наличии «артистическое кафе». Но даже и в теперешние комерцелизованные времена кинотеатр «Художественный» выглядит артефактом не прошедшего прошлого на фоне стремительно меняющегося городского пейзажа Москвы.

Пелевин Ю.А.

источник

наверх