На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Самые родные героини фильмов Эльдара Рязанова

3 декабря вся страна прощается с легендарным режиссером Эльдаром Рязановым, который скончался 30 ноября в Москве на 89-м году жизни. «Апрель» вспомнил 10 главных женских образов из кинофильмов знаменитого режиссера, поскольку все они — такие разные и такие родные — часть нашей общей истории.

1. Леночка Крылова

Актриса: Людмила Гурченко
Фильм: «Карнавальная ночь»
Год: 1956
Цитата: «Но пока я песню пела, пять минут уж пролетело - Новый год, часы XII бьют»

Рязанов Карнавальная ночь.jpg
Героиня Гурченко Леночка Крылова многие десятилетия остается одним из главных символов Нового года — веселая, легкая, игривая, в умопомрачительном по тем временам платье с такой тонкой талией, что, кажется, ее можно обхватить пальцами одной руки.



Интересно, что первые пробы Гурченко провалила, так как снимал ее, по словам актрисы, неопытный оператор. Несмотря на отличные вокальные данные, которые были необходимы для исполнения роли Леночки, Рязанов с первого раза так и не заметил будущую звезду. Однако пробивная студентка так хотела сниматься и так упорно верила в счастливый случай, что он просто не мог не произойти.
Как писала актриса в своих мемуарах, она «шла подпрыгивающей походкой по коридору студии «Мосфильм» в огромной широченной юбке, затянутой в талии так, что Лолите Торрес и не снилось», и в этот момент ее увидел директор киностудии Иван Пырьев. Он взял ее за руку и повел на съемочную площадку к Эльдару Рязанову.

Так Людмила Гурченко получила свою главную первую роль, а советский зритель — новый идеал женщины, джазовый оркестр и чечетку в придачу.

2. Шурочка Азарова

Актриса: Лариса Голубкина
Фильм: «Гусарская баллада»
Год: 1962
Цитата: «А девкой был бы краше»

Рязанов Гусарская баллада.jpg
На роль Шурочки Азаровой пробовались и Светлана Немоляева, и Алиса Фрейндлих, но получила ее дебютировавшая в кино Лариса Голубкина. Именно она смогла блестяще воплотить на экране роль разудалой девицы, которая наравне с вышиванием и пением, могла и верхом на лошади прокатиться, и стрельнуть из мушкетона, и перед товарищами-гусарами лицом в грязь не упасть.



Как вспоминал сценарист фильма Александр Гладков, Рязанову настойчиво советовали привлечь для «укрепления» фильма какую-нибудь уже популярную кинозвезду. Однако актерскую неопытность Голубкиной режиссер сумел «искусно положить на характерность образа, сделав ее естественной чертой житейской застенчивости юной героини».

3. Надя Шевелева

Актриса: Барбара Брыльска
Фильм: «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Год: 1975
Цитата: «У меня такое ощущение, что за эту ночь мы прожили целую жизнь...»

Рязанов Ирония судьбы.jpg
С 70-х годов прошлого века роль главной Снегурочки, которая стала олицетворять собой Новый год, перешла от Леночки Крыловой еще одной киногероине Рязанова — Наде Шевелевой. Ее исполнила польская актриса Барбара Брыльска в картине «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Именно с легкой руки Нади и художника по костюмам «Иронии» Ольги Кручининой советские модницы принялись щеголять зимой в объемных меховых шапках (даже в помещении). Образ героини фильма — завитой блондинки в лисьей шапке и платье бежевого крепа — стал культовым в 70-х годах для советских женщин.

Россияне также с ним отлично знакомы и с детства почти наизусть знают все диалоги и песни из этого фильма Рязанова: его начинают показывать по всем каналам 30 декабря, а заканчивают уже к Старому Новому году, когда все салаты подъедены и пора обновлять запасы.

4. Людмила Прокофьевна

Актриса: Алиса Фрейндлих
Фильм: «Служебный роман»
Год: 1975
Цитата: «Людмила Прокофьевна, где вы набрались этой пошлости? Вы же виляете бедрами, как непристойная женщина!»

Рязанов героини 2.jpg
Знаменитая на весь СССР и Россию «мымра» в исполнении Алисы Фрейндих до сих пор остается одним из самых ярких женских образов в отечественном кино. Превращение из гусеницы в бабочку, произошедшее с директором Статистического учреждения в момент влюбленности, не может не трогать и сейчас.

К тому же в картине есть еще одна незабываемая женская роль, которую исполнила Лия Ахеджакова, — именно ее героиня Вера научила всех советских женщин, что походка должна быть от бедра, брови — тоненькие, как ниточка, удивленно приподнятые, а «жуткие розочки» нужно оставить бабушкам.

5. Настенька Бубенцова

Актриса: Ирина Мазуркевич
Фильм: «О бедном гусаре замолвите слово»
Год: 1980
Цитата: «Да вы что? Я девушка порядочная»

Рязанов О бедном гусаре замолвите слово.jpg
Сложно не затеряться в фильме с таким актерским составом — Леонов, Басилашвили, Садальский, Гафт... Однако у Ирины Мазуркевич это получилось на славу. Даже тонкий голосок, распевающий про «очаровательных франтов», завитушки и кружевные шляпки не вводят в заблуждение — перед нами одна из самых ярких женских ролей и Мазуркевич как актрисы, и всего советского кино.

Настенька Бубенцова за всей своей нежностью и невинностью скрывает особу решительную и страстную — коня на скаку, может, и не остановит, а вот ради родных и близких уж точно пройдет огонь, воду и медные трубы.

6. Вера Нефедова

Актриса: Людмила Гурченко
Фильм: «Вокзал для двоих»
Год: 1982
Цитата: «Это не объедки — это остатки. Я вам уже объясняла, что это большая разница»

Рязанов Вокзал для двоих.jpg
Фильм «Вокзал для двоих» — простодушная, мудрая и слегка наивная картина о жизни провинциалок среднего возраста, которые еще надеются встретить свою любовь. Вера, работающая официанткой на станции Заступинск, — одна из таких неустроенных в личной жизни женщин, которая все-таки ждет своего принца. Что и говорить, подобных ей героинь по всей России и сейчас немало.
«Верунчика» — хваткую, неунывающую и преданную женщину — в этой картине с блеском сыграла одна из самых любимых актрис Рязанова Людмила Гурченко. Может быть, поэтому образ получился таким многогранным — от прижимистой работницы общепита, спекулирующей дынями и отличающей объедки от остатков, до верной и самоотверженной жены заключенного.

7. Лариса Огудалова

Актриса: Лариса Гузеева
Фильм: «Жестокий романс»
Год: 1984
Цитата: «Так не доставайся же ты никому»

Рязанов Жестокий романс.jpg
Несмотря на, мягко говоря, прохладные отзывы советских кинокритиков, которых возмущал фривольный образ Ларисы, — «попела, поплясала с гостями, а потом пошла в каюту к Паратову и отдалась ему» («Литературная газета», 1984) — зрителям киногероиня Ларисы Гузеевой запомнилась и понравилась не меньше книжной «Бесприданницы».

О своей героине Эльдар Рязанов как-то точно сказал: «Она — существо, созданное для любви… и простодушна в самом лучшем понимании этого слова. Романтична, но не лишена житейских прозаичных соображений. Бескорыстна, не гонится за богатством, но почему-то все-таки влюблена в персону состоятельную. Способна ради любви на любую жертву и одновременно ужасающе эгоистична…».

8. Лида

Актриса: Татьяна Догилева
Фильм: «Забытая мелодия для флейты»
Год: 1987
Цитата: «Между прочем, кто-то обещал музыку... и забыл, обманул»

Рязанов Забытая мелодия для флейты.jpg
Показать странную любовь «зажиточного» советского чиновника Филимонова к простой медсестре Лиде на фоне заката советской власти вышло бы не так ярко, если бы на главную женскую роль не пригласили Татьяну Догилеву.

По словам Рязанова, вся чиновничья серость и замшелость на ее фоне выглядит именно так устрашающе, как ему и хотелось. Лида — героиня будущего, которого так ждали в СССР, — непосредственная, пластичная, смешливая и удивительно живая.

9. Елена Сергеевна

Актриса: Марина Неелова
Фильм: «Дорогая Елена Сергеевна»
Год: 1988
Цитата: «Вы не женщина, вы — тетрадь в клеточку»

Рязанов Дорогая Елена Сергеевна.jpg
«Дорогая Елена Сергеевна» среди других картин Рязанова в первую очередь выделяется тем, что это была первая попытка режиссера снять фильм на молодежную тему и в жанре социальной психологической драмы. Конечно, во всем была виновата перестройка.

Несмотря на то, что роль Елены Сергеевны — простотой и кроткой учительницы на страже добра и справедливости — немного прямолинейна, благодаря тонкой игре Марины Нееловой она получилась по-настоящему трогательной.

10. Старые клячи

Актрисы: Лия Ахеджакова, Людмила Гурченко, Светлана Крючкова, Ирина Купченко
Фильм: «Старые клячи»
Год: 2000
Цитата: «Лучше с незнакомым в машине, чем ни с кем и никогда»

Рязанов Старые клячи.jpg
В начале нулевых Рязанов решил запечатлеть на экране не одну, а сразу четырех легендарных актрис отечественного кино — пусть и в возрасте, но молодых душой. «Клячи» вышли задорные, афористичные и, как и полагается, немного грустные.

При этом смотреть, как в одном кадре уживаются четыре самобытных и разноплановых актрисы (а в одной из сцен одна из них свистит двумя пальцами, а вторая отбивает чечетку за тюремной решеткой) — это то удовольствие, с которым сталкиваешься реже, чем хотелось бы.
Татьяна Барботина

Ссылка на первоисточник
наверх