Родители Натальи — папа Николай Дмитриевич Белохвостиков и мама Антонина Романовна Лямина познакомились в Канаде, куда они были направлены на работу. По возвращении в Москву, у них родилась дочь. В годовалом возрасте родители забрали Наталью с собой в Англию. Николай Дмитриевич служил там посланником, а Антонина Романовна преподавала английский язык работникам советского посольства.
Наталья росла в Лондоне до пяти лет. Она говорила на английском свободно, как на родном. В посольство привозили советские фильмы, и мама с двух лет стала водить дочь в кино. Наталья была тихая, молчаливая и упитанная девочка. Она вспоминает: «Меня прозвали «запасным Черчиллем»: я была смешная, толстая, а щеки у меня лежали на плечах».
Когда Наталье нужно было идти в школу ее отправили в Москву, к бабушке. Без родителей было очень тоскливо. Чтобы как-то скрасить свое одиночество, она стала много читать и мечтать о кино.
Первый раз она попала на экран в 1965 году, когда приехала на каникулы к родителям в Стокгольм, куда был тем временем направлен посланником ее о тец. Там Марк Донской снимал двухсерийный фильм о Ленине «Сердце матери», и ему нужна была массовка.
Донской обратился за помощью в посольство, чтобы кто-нибудь из сотрудников поучаствовал в съемках, но все были заняты. Марк Семенович пришел на детскую площадку и среди детей сотрудников на роль Марии Александровны Ульяновой выбрал Наташу Белохвостикову. Её нарядили в пальто начала ХХ века, слегка загримировали и сняли в нескольких эпизодах. Так состоялся дебют Натальи Белохвостиковой в кино.
В 1968 году она была принята во ВГИК, в актерскую мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, хотя до окончания школы ей предстояло учиться еще год. На втором курсе она сыграла Лену Бармину в картине Герасимова «У озера», эта роль была написана специально для нее. Лена Бармина определила близость актрисы с героинями русской классической литературы, наделенными благородством чувств и помыслов, чистотой и мягким, женственным очарованием.
Когда Сергей Аполлинариевич Герасимов снимал фильм, он очень хотел чтобы у героини была вертикальная морщинка на лбу. Белохвостикова часами сидела у зеркала и хмурила брови, и все-таки добилась своего. Правда морщинка так и не прошла, но зато Наталья за этот фильм стала самым молодым лауреатом Государственной премии СССР.
В 1971 году Белохвостикова окончила ВГИК и стала актрисой театра-студии киноактера. В том же году она сыграла роль Анны Снегиной в картине Сергея Урусевского «Пой песню, поэт». В 1976 году Белохвостикова снялась у Герасимова в роли гордой аристократки Матильды де ля Моль в экранизации романа Стендаля «Красное и черное», а в 1979 году — у Михаила Швейцера — в роли Донны Анны в «Маленьких трагедиях».
Но ее лучшие роли связаны с творчеством режиссеров Алова и Наумова — Неле в «Легенде о Тиле», Натали и Мари в «Тегеране-43″, Эмма в «Береге», Лена в «Десять лет без права переписки». Работу в фильме «Тегеран-43» (История создания фильма) вообще можно назвать звездным часом актрисы.
Острый на язык Валентин Гафт отозвался на это эпиграммой. Правда, не обошлось без «шпильки» в конце:
Вы в «Тегеране-43″
Одна блистали, Натали.
Что там разведчики, шпионы,
Премьеры, президенты и вожди.
Парили Вы! — хоть без короны
И без таланта, Натали.
Исполненный экспрессии, яркой зрелищности, метафорический стиль Алова и Наумова оказали влияние на актерский почерк Белохвостиковой, помогая ей органично сочетать земную силу и надземную возвышенность своих героинь.
Во время съемок фильма «Берег» по одноименному роману Юрия Бондырева, в котором рассказывалось об истории любви немецкой девочки Эммы, роль которой играла Наталья Белохвостикова, и русского лейтенанта (Борис Щербаков), произошел забавный случай. Снимали сцену счастливого свидания Эммы и лейтенанта Никитина, когда они вместе с велосипедом оказываются в воде и, совершенно мокрые, стоя по колено в воде, хохочут от счастья.
По команде «Мотор!» все пошло не по плану — Борис Щербаков не удержался на велосипеде, наехав на какую-то корягу, не обнаруженную под водой до съемки, Белохвостикова упала на уже лежащий велосипед и оба не смогли удержаться от смеха. Так эпизод и вошел в фильм. Многие потом отмечали, что это один из самых удачных эпизодов фильма.
Со своим мужем, кинорежиссером Владимиром Наумовым, Наталья познакомилась в Шереметьеве. Она летела на фестиваль в Югославию с фильмом «У озера», а он вез свою картину «Бег». Их представили друг другу. После возвращения они стали встречаться и вскоре поженились. Владимир Наумович ввел Наталью в свой круг: познакомил с Евгением Евтушенко, с Владимиром Высоцким.
В 1977 году у Натальи Белохвостиковой и Владимира Наумова родилась дочь Наташа. Уже в три года она дебютировала в фильме «Тегеран-43″. Теперь она профессиональная актриса, снимается в отцовских фильмах.
Свежие комментарии