Одна из величайших актрис в истории кино и, без сомнения, самая красивая женщина Голливуда, шведка Ингрид Бергман определила амплуа своих последовательниц Монро и Хепберн, смогла не потерять себя на Аллее Славы и запомнилась не только «Дурной славой», но и дурной славой.
1. Сирота
Уже в начале жизни Ингрид Бергман столкнулась с целой чередой потерь.
Когда ей не исполнилось и трех лет, умерла мать, актриса ее совсем не помнила. Спустя еще 10 лет из жизни ушел отец, а через шесть месяцев – тетя.Ингрид осталась на воспитании у своего дяди. Особенно тяжело она пережила смерть отца, который всегда поддерживал ее, в том числе в стремлении стать актрисой.
В детстве она постоянно фантазировала и воображала себя кем-то: «то птицей, то уличным фонарем, то полицейским, то почтальоном, то цветочным горшком». А однажды будущая актриса уговорами заставила отца надеть на нее ошейник и вывести на прогулку – в тот день Ингрид решила быть щенком.
2. Призвание
В объектив камеры Ингрид попала еще в детстве. Её часто снимал отец – Юстус Бергман, владевший фотомагазином. Вообще-то по призванию он был художником и не только сам не оставлял занятия живописью, но и поддерживал любые артистические начинания своей дочери. Он мечтал, что Ингрид станет оперной звездой, восхищался ее актерскими данными и всячески стремился передать ей собственную любовь к музыке и живописи, вообще к искусству.
Отец же впервые привел Ингрид в театр. Именно тогда она и поняла, чем хочет заниматься в жизни. Не исключено, что впоследствии опыт детских съемок на фотокамеру поспособствовал тому, что Ингрид бросила престижную академию при Королевском драматическом театре Стокгольма, сделав выбор в пользу кинокарьеры – совсем неочевидный шаг, ведь кино в те годы еще воспринималось как низкий жанр, и для многих актеров театральная сцена оставалась куда более желанной. Но для Ингрид камера ассоциировалась, прежде всего, с отцовской любовью.
3. Застенчивость
Как и многие профессиональные актеры, Ингрид Бергман в детстве страдала от застенчивости, временами принимавшей патологический характер.
В книге своих воспоминаний она писала:
«Я была необыкновенно застенчивым существом. Мне не удавалось пройти по комнате, чтобы не задеть мебель, что тут же вызывало краску на лице. Стоило кому-то спросить мое имя, как я просто вспыхивала как маков цвет. В школе я, даже зная ответы на многие вопросы, никогда не отвечала на них, потому что, как только поднималась из-за парты, сразу же начинала заикаться и заливалась глубокой малиновой краской».
Во время учебы в школе стеснительность была настолько сильной, что временами даже вызывала аллергическую реакцию: у Ингрид распухали пальцы и набухали губы, ее даже клали в больницу, где пытались лечить приступы отечности небольшими дозами облучения. Но избавить девочку от этих болезненных реакций смогла только театральная сцена.
4. Кино или театр?
Разговоры о том, что кино должно уничтожить театр, появились вскоре после появления этого нового вида искусства. Но еще долго профессия киноактера считалась второсортной, даже несмотря на то, что в Голливуде уже начал складываться институт звезд. Ингрид Бергман в детстве также мечтала о театральной сцене. И хотя дядя Отто к актерской профессии относился отрицательно, она настояла на своем праве поступать в Королевскую драматическую школу.
Уже в первые месяцы учебы юную актрису заметили: случайно попав на глаза маститому режиссеру, она получила крупную роль в его новой пьесе. Ингрид была очень воодушевлена, однако ее успех вызвал зависть у других актрис Королевского театра: они уже закончили учебу, но претендовать на подобную роль могли только после нескольких лет работы на сцене.
Как вспоминала Бергман: «Ненависть их дошла до того, что меня избили: одна девица пинала меня ногами, а другая била по голове».
Ингрид решила, что, хотя в театральной среде и принято уничижительно называть кино бегущими картинками, сделать карьеру настоящей актрисы быстрее и проще в киностудии, нежели в театре, где нужно потратить годы, чтобы получить значительную роль.
В первые же летние каникулы она успешно прошла пробы в кино, и дебютировала в роли служанки Эльзы в комедии «Граф с Мункбро». Роль была небольшая, но актрису сразу заметили на студии и к концу лета предложили выгодный контракт.
Драматическую школу пришлось оставить: после очень эмоционального разговора с ее директором, который убеждал актрису, что та губит свой талант и не имеет никакого права растрачивать себя на кино. Ингрид решила уйти. В дальнейшем сценическим мастерством она занималась с частными педагогами, а имя ей сделала игра не на сцене, но на экране.
5. Эталонная блондинка
На первом этапе карьеры самой известной работой Ингрид Бергман в шведском кино стала картина «Интермеццо». Фильм понравился знаменитому американскому продюсеру Дэвиду Селзнику, и он выкупил на него права, пригласив сниматься в ремейке и Ингрид. Американская версия картины пользовалась успехом, и шведская актриса стала получать одно предложение за другим.
В Штатах Ингрид стала символом классической женственности, прочитанной в самом романтическом ключе. Она создала на экране образ героини, которая хочет любить и быть любимой, дополнять своей красотой и слабостью сильного мужчину, но при этом способна ради любви на настоящий поступок.
По сути, Ингрид Бергман одной из первых утвердила в звуковом кино тот образ хрупкой женщины, который впоследствии стал эталонным для западной культуры на несколько десятилетий вперед. С определенными вариациями его пытались воспроизвести самые успешные голливудские актрисы – и Одри Хепберн, и даже Мэрилин.
6. Касабланка
Карьера Ингрид Бергман в Голливуде сложилась не просто удачно – блестяще. Одно время даже ходила шутка: «Представляете, вчера вечером я видел фильм без Ингрид Бергман».
Настоящей суперзвездой шведская актриса стала после фильма «Касабланка», за которым, вообще-то, не стояло амбициозных задач – на студии он числился как проходной, а работа постоянно прерывалась спорами режиссера со сценаристами, и до последнего момента никто не знал, чем следует закончить фильм. Но картина не просто получилась и взяла «Оскар», а стала классикой и сегодня воспринимается как символ Золотой эпохи Голливуда.
В истории о любви на фоне войны роль Ингрид была ключевой: ее метания между двумя мужчинами создавали внутреннее напряжение картины. Картина стала эталоном любовной драмы. Впрочем, самой Бергман «Касабланка» принесла популярность и любовь зрителей, но не награду киноакадемиков.
Свой первый «Оскар» она получила спустя несколько лет за работу в фильме «Газовый свет». К тому моменту актриса уже была некоронованной королевой Голливуда, и полученная награда лишь упрочила ее положение.
7. Против расизма
Ингрид Бергман была одной из первых американских звезд, кто открыто выступил против сегрегации и расового угнетения – задолго до масштабного движения за гражданские права, которое охватило Америку в 60-е года ХХ века.
Во время гастролей в Вашингтоне с пьесой о Жанне Д’Арк актриса узнала, что в столице Соединенных Штатов афроамериканцы не имеют права посещать театр. Она решила поднять этот вопрос в прессе, причем несмотря на уговоры коллег по постановке, которые боялись, что ее интервью погубит пьесу.
Ингрид публично выразила свое недовольство и заявила, что не приедет в Вашингтон «до тех пор, пока негры, так же как белые, не смогут войти в театр».
Многие ее поддержали, а многие, напротив, обрушились с критикой, вплоть до прямых оскорблений и угроз: «За дверями театра какие-то люди плевали в меня и называли «любовница ниггера».
Впрочем, на мнение публики и критиков о спектакле этот скандал не оказал серьезного влияния. Постановка «Жанны Лотарингской» имела огромный успех, и его причиной, в первую очередь, видели блестящую игру Бергман.
8. От святой до шлюхи и обратно
Личная жизнь звезд всегда вызывала особый интерес публики, а отношения с публикой, в свою очередь, влияли на профессиональную судьбу актера или актрисы. Ингрид Бергман одной из первых в Голливуде решилась пойти против общественного мнения тогда еще сплошь пуританской Америки.
Долгое время она имела блестящую репутацию, которая подкреплялась работами в кино и театре. Роли монахини Бенедикт в фильме «Колокола Святой Марии» и Жанны Д'Арк (сначала в театре, а затем и в кино) превратили актрису в настоящий символ чистоты и святости. Многие зрители напрямую отождествляли Ингрид с ее героинями. Тем сильнее было падение.
Когда американская общественность узнала о любовной связи замужней актрисы с итальянским режиссером Роберто Росселлини, разразился необыкновенный скандал. Американские зрители не просто бойкотировали фильм Росселлини «Стромболи, земля Божья», где сыграла Бергман. Люди требовали запретить все фильмы актрисы. Дело дошло даже до Сената, некоторые члены которого предлагали законодательно регулировать моральный облик работников киноиндустрии. В общем, происходило примерно то, что российское общество переживает в последние два года.
Масла в огонь подливал тот факт, что Росселлини был идейным антифашистом и симпатизировал коммунистическим идеалам. В эпоху расцвета в Америке оголтелого маккартизма внебрачная связь Ингрид Бергман, уже ставшей символом американской чистоты, с Росселлини, которого воспринимали не иначе как агента коммунистического влияния, была трижды скандальной. Актрисе пришлось надолго покинуть Америку.
Несколько лет она снималась у Росселлини и работала в театре, а через какое-то время триумфально вернулась в американское кино, сыграв в фильме «Анастасия» и получив свой второй «Оскар» за эту роль.
Как говорила сама Ингрид: «Я прошла путь от святой до шлюхи и обратно до святой, и всё в одной жизни».
9. Многодетная мать
Ингрид Бергман всегда видела себя прежде всего актрисой. Но карьера не помешала ей не только трижды выйти замуж, но и стать хорошей матерью.
Первую дочь, Пию, актриса родила в браке с Петтером Линдстрёмом, а сына и еще двух дочерей-близняшек – от Роберто Росселлини.
Одна из дочерей, Изабелла Росселлини, пошла по стопам матери и стала моделью и киноактрисой. Она снялась у Дэвида Линча в «Синем бархате» и была замужем за Мартином Скорсезе.
10. Победить болезнь
Истории о борьбе звезд с неизлечимыми болезнями сегодня стали обыденностью. Ингрид Бергман тоже прошла по этому пути. У нее обнаружили рак в 1973 году. Актриса не сдалась и 9 лет боролась с болезнью.
За это время она успела получить третий «Оскар» за роль в фильме «Убийство в «Восточном экспрессе», сняться в «Осенней сонате» у своего земляка и однофамильца Ингмара Бергмана, написать книгу о своей жизни и получить премию «Эмми» за свою последнюю роль – в мини-сериале «Женщина по имени Голда», который вышел в год смерти актрисы.
До самого последнего момента Ингрид оставалась востребованной, хотя работать над ролью Голды Меир тяжелобольной актрисе было уже очень непросто. Но для Ингрид было особенно важно сыграть эту роль сильной женщины, дух которой не может сломить даже смертельная болезнь.
Свежие комментарии