На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Иван Мозжухин

Что сделало долговечной популярность таких звезд русского дореволюционного кино, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, В. Полонский, В. Максимов? Картины с их участием давно легли в дальние углы фильмохранилищ, но книги, статьи о них выходят беспрерывно, и все новые поколения любителей кино пишут в журналы, просят рассказать о «королях» и «королевах» старых экранов.

Ответ не прост. Он требует социологического анализа, ибо почти каждая звезда дореволюционного кино была не только порождением рекламы, но и в известной мере воплощением общественных идеалов и мифов своего времени. Лишь очень немногие из них были при этом и большими, талантливыми актерами.

К числу последних принадлежал Иван Ильич Мозжухин. В отличие, например, от Витольда Полонского, чья слава в предреволюционные годы была не менее велика, Мозжухин не имел постоянного амплуа, переходящей из фильма в фильм актерской «маски». Он одинаково интересен был в драмах и фарсах, салонных комедиях и ярмарочных гиньолях. А подлинная слава пришла к нему после участия в самых крупных реалистических произведениях тех лет, где Мозжухину удалось создать психологически сложные человеческие характеры. Большое место в его репертуаре занимали экранизации русской литературной классики — от Пушкина до Чехова.

Слава пришла не сразу. Ему исполнилось 20 лет (родился в 1888, умер в 1939 г.), когда он дебютировал в кино. До этого были пензенская гимназия, театральный кружок и брошенный на полпути юридический факультет. И короткий, но бурный период скитаний по провинциальным театрам. Вероятно, он прославился бы и в театре: его одаренность не вызывала сомнений.

Но «нашел» он себя в кино. Объяснить это можно отчасти и тем свойством его внешности, которое чуть позже стали называть фотогеничностью. Худощавый, среднего роста, несколько большеносый и в жизни совсем не видный; на экране он и без грима поражал яркой мужской красотой, статью, обаянием. В салонных драмах он впечатлял умением одними глазами передать «бездну страданий одинокой души», как писал по поводу «Женщины завтрашнего дня» рецензент «Проэктора».

Мозжухин сыграл до революции в 70 фильмах, в том числе в экранизации «Пиковой дамы» (1916 г.), осуществленной Яковом Протазановым. То было этапное произведение русского раннего кинематографа, по культуре режиссуры, мастерству съемок и актерской игре свободно выдерживающее сравнение с любым зарубежным боевиком той поры. Мозжухин показал Германа с характером «демонически-эгоистическим» (В. Белинский), показал как личность страстную, сильную, но погубленную духом стяжательства.

Зрителей и специалистов тех лет поразило умение актера без слов — жестом, взглядом, точно рассчитанной паузой, живой мимикой передать непростой внутренний мир человека, решившего разом покончить с бедностью и бесперспективностью и оказавшегося в тупике своего безумия. Большим успехом пользовалась его роль Николая Ставрогина в экранизации «Бесов» Достоевского.

Однако полностью актерские возможности Мозжухина раскрылись в «Отце Сергии» (1918 г.). Рассказанная Л. Толстым история блестящего князя Касатского, увидевшего неправедность мира сего и сменившего в своем правдоискательстве придворный мундир сначала на монашескую рясу, а затем на рубище бродяги, была в чем-то созвучна эпохе всеобщей ломки. Мозжухин показал своего героя на протяжении его долгой жизни: от мальчишки-кадета до оборванного старика, бредущего по этапу в Сибирь. А между этими крайними обстоятельствами был и гвардейский офицер, снедаемый честолюбием, и обманутый жених высокопоставленной любовницы, и искушаемый соблазнами монах. И каждый облик выражал сложное душевное состояние, с удивительным мастерством воссозданное актером.

У «Отца Сергия» оказалась счастливая судьба: еще и сегодня его смотрят с интересом и раздумьями.

После революции Мозжухин оказался на чужбине. Он продолжал сниматься во Франции, Германии и Италии. Поначалу он имел успех» высокие гонорары, приглашения из Голливуда. Но все это как-то незаметно растаяло, и умер этот недавний кумир, потерявший родину, в одной из парижских богаделен, в бедности и безвестности.

Историк кино М. Алейников и режиссер А. Разумный, встречавшие в конце 20-х годов Мозжухина в немецких студиях, рассказывали, что уже тогда он был озлобленным, вечно пьяным человеком. В каждом слове слышалась неизбывная ностальгия — болезнь, как известно, неизлечимая.

Можно понять, что его подкосил не приход звука в кино: он свободно говорил по-французски, обладал красивым голосом. Беда была в ином — в ощущении утраты почвы, на которой возрос и расцвел его талант.

Он был первым большим реалистическим актером русского кино и даже во Франции оставался им, снимаясь с подлинным успехом лишь в фильмах «русского стиля». Именно как первый большой актер младенческих лет русского кино он и вошел в его историю.

 

Р.Соболев
«Советский экран» № 9, 1974 год
 
наверх