Евгений Леонов – извечный поиск себя |
Каждого персонажа он пытался прочувствовать, понять его до кончиков пальцев. Он находил в своей большой душе те же струны, и на них, словно на арфе, наигрывал великолепные симфонии человеческой жизни, которые через экран попадали в реальный мир и оставались там на долгие-долгие годы. Потому-то Евгений Леонов и сегодня желанный гость в каждом доме. Фильмы с его участием пересматривались десятки раз. Каждый из сыгранных им людей уже превратился в нечто большее, чем просто кино- или театральный персонаж. Он стал легендой...
Многие персонажи Леонова кажутся простыми для понимания людьми. Они доверчивы и буквально напрашиваются на подлость. Быть может, в чем-то они даже жалки... Но это лишь на первый взгляд. Таков, например, Сарафанов, в фильме «Старший сын» (1975 год, В.Мельников). Его наивность по отношению к двум людям, назвавшимся его сыном и братом заставляет думать о Сарафанове как о человеке глупом и недалеком. Но эта самая «глупость» черпает свою силу из источника любви. Любви всепоглощающей и всепрощающей, способной даже искоренить зло, сжечь подлость и мелочность. И таковы многие его герои. Леднев из «Большой перемены» (1973, А. Коренев), Орешников из «Зигзага удачи» (1969, Э. Рязанов)... Несмотря на, казалось бы, успешность и постоянный подъем, во многом творческий путь Леонова был тернистым. Он начался в тяжелые пятидесятые - во времена, когда закрывались театры и киностудии, спектаклей ставилось, что называется, с гулькин нос, а руководили учреждениями культуры люди для этого совершенно непригодные. Так, например, директор театра им. Станиславского в прошлом была не то прокурором, не то судьей. Так ситуацию тех лет описывал сам Евгений Леонов в своих письмах сыну:
Менялись театры (театр Маяковского, Ленком), менялись съемочные площадки, режиссеры, роли, судьбы... Но Леонов всегда стойко выдерживал любое испытание. Всегда пытался найти тот единственно правильный путь, который приведет его героя к настоящей жизни, к настоящим чувствам и эмоциям, могущим тронуть зрителя. И у него получалось. Всегда. Был ли его персонаж откровенно комедийным или трогательно-трагичным, заставлял ли беззаботно смеяться или задумываться, существовал ли в рамках мира настоящего или выдуманного, был ли главным или эпизодическим героем, он неизменно оставлял после себя ощущение реальности, плотности, подпитаной великолепным талантом человека, чьи добрые глаза и спустя десятилетия будут с тем же теплом и проницательностью глядеть на зрителя с экрана. Влада Гриневски
|
Свежие комментарии