Эксцентричная комедия «Сердца четырёх» должна была выйти в прокат летом 1941 года, но началась война, и выпускать фильм на суд зрителям сочли неуместным. Зато в победном 1945 году, когда изнеможенные войной люди, были по-настоящему счастливы и смотрели в будущее с оптимизмом.
Легкомысленная комедия оказалась весьма кстати. Вся советская страна с умилением следила за перипетиями любовного четырёхугольника, а открытки с фотографией актера Евгения Самойлова, исполнившего роль видного красавца, старшего лейтенанта, украсили альбомы девушек воздыхательниц.
Светлый и позитивный образ актера был бальзамом на сердце для исстрадавшихся соотечественников. А его светящееся в широкой и искренней улыбке лицо стало одним из символов послевоенной эпохи. Из-за эрудированности, обходительности и манере держаться, многие подозревали в Самойлове аристократическое происхождение. Артисту часто приходилось объяснять, что происхождение у него, что ни на есть пролетарское.
Родился Евгений в Петербурге, еще до революции, дед работал на железной дороге, и погиб в результате несчастного случая. Отец Валерьян Саввич работал на Путиловском оружейном заводе, он был мастером в пушечном цехе, поэтому семья жила в относительном достатке. Досуг Валерьян Самойлов проводил за чтением книг, и даже скопил небольшую библиотеку. Часто читал сыну вслух, и водил семью в театр. В то время как отец приваривал культуру и дисциплину, мать вложила в ребенка человечность и любовь к людям.
Помимо любви к литературе, отец привил будущему актеру и чувства справедливости. Среди рабочих завода, Валерьян Саввич пользовался уважением как высококлассный специалист и умный начитанный человек. Видя всеобщую несправедливость, он пошёл вместе с товарищами к царю искать правды. Как известно этот «крестный ход» рабочих за правдой закончился Кровавым Воскресением, Валерьян Саввич пострадал, но не слишком сильно.
В годы разрухи после гражданской войны, юноша работал чернорабочим на заводе, но успевал учиться в школе и посещать драматический кружок. Еще школьником Евгений оказался в Эрмитаже. До самой глубины своей души мальчишка проникся шедеврами изобразительного искусства и впоследствии стал частым посетителем Эрмитажа и Русского музея.
С детства Евгений любил рисовать и рисовал хорошо, а приобщившись к классической живописи, решил стать художники. Но судьба сложилась иначе. Он был принят на обучение в театральную студию, и после ее окончания направлен в театр актерского мастерства. Начинающего актера заметил известный режиссёр и педагог Леонид Сергеевич Вивьен, и доверил исполнять заметные роли.
Яркого артиста приметил Мейерхольд и пригласил к себе в театр, под руководством мастера гротескного искусства Самойлов научился управлять своей харизмой и темпераментом. Начинающий актер был трудолюбив и тянулся к знаниям, эти качества оценил, состоявший тогда в штате театра Мейерхольда блистательный актёр классической школы Юрий Юрьев. Большой артист взялся обучить младшего коллегу мастерству исполнения ролей героико-романтического жанра. Так советский кинематограф получил актера, в котором так нуждался. Актера способного создать интересный зрителю образ положительного героя.
Первая роль в кино и сразу главная, инструктор физкультбазы Григорий в комедии «Случайная встреча» (1936). По всеобщему мнению актер сыграл прекрасно, однако сам Евгений был самокритичен и остался собственной работой, недоволен.
Следующая главная роль в героической драме «Щорс» (1939) стала хрестоматийной, мы воспринимаем легендарного красного командира таким, каким его показал нам актер. Для этой роли Самойлов научился ездить верхом и изучил украинский язык. Изнурительные 12 часовые съемки не прошли даром, режиссёр Александр Довженко создал прекрасный фильм, а актер Евгений Самойлов интересный незабываемый образ. Впоследствии актер признает, что эта роль была лучшей и наиболее сложной из всех исполненных. Ему удалась прожить на экране героическую жизнь пламенного революционера и не скатится при этом в пафос.
Профессиональный триумф совпал для актера с трагедией. Мейерхольд был арестован и расстрелян. Всеволод Эмильевич был для Самойлова не просто учителем, их связывала теснейшая дружба, Евгений и его супруга Зинаида, были завсегдатаями в доме Мейерхольдов. Там актер познакомился и подружился с Сергеем Эйзенштейном, Алексеем Толстым и многими другими крупными деятелями советской культуры. Трагедия семьи друга и учителя стала и его трагедией.
В годы войны, актер работал на Тбилисской, а затем на Ереванской киностудии. Он неоднократно просился на фронт, но, как и остальные крупные деятели культуры получал отказ. Надрывающимся на фронтах и в тылу согражданам, артист помогал своим актерским мастерством. Активно снимался в духоподъёмных и развлекательных фильмах, и трудился искренне и вдохновенно, даже когда война дотянулась ядовитым жалом и до его горла. В годы блокады, в Лененграде умерли его престарелые родители. Самая сильная его роль военного времени лейтенант Василий Кудряшов в картине «В 6 часов вечера после войны» (1944). Это фильм о долгожданной и тяжелой победе, снятый более чем за полгода до окончания войны. Герои фильма, прошедшие войну молодые люди, олицетворяли собой будущею счастливую мирную жизнь. Из всех сыгранных ролей именно эта для актера стала самой любимой. Роль возлюбленной главного героя зенитчицы Вари исполнила Марина Ладынина.
В самом начале победного 1945, наконец, вышла картина «Сердца четырёх». Успех комедии был невероятен, стены подъезда, где жил актер были исписаны поклонницами признаниями в любви. Но, несмотря на повышенный ажиотаж привлекательных юных особ вокруг своей персоны, Евгений был добропорядочным семьянином. Со своей супругой они прожили долгих 62 года и воспитали двоих детей, прекрасных артистов Алексея и Татьяну Самойловых. Да, да та самая прославленная советская актриса Татьяна Самойлова, исполнившая главные роли в таких шедеврах мирового кино как «Летят журавли» и «Анна Каренина».
Вторая половина 50-ых годов, время, когда в мировом кино царствовали масштабные исторические эпопеи. Советская киноиндустрия не осталась в стороне, выпустив череду героических эпосов, особое место среди этих кинополотен занимали фильмы «Герои Шипки» и «Крушение эмирата». Евгений Самойлов одинаково убедительно сыграл в этих картинах царского генерала Скобелева и командарма Красной Армии Фрунзе.
За свой долгий творческий путь актер исполнил множество героических ролей: лейтенант Вишняк «Новый дом», полковник Богун «300 лет тому...», декабрист Спешнев «Тарас Шевченко», Марченко «Они сражались за Родину», и тд. И каждый из этих героев обладал яркой индивидуальностью, и был наделен сильнейшим обаянием актера. Самым непостижимым образом, созданные лицедеем образы, влияли на людей, неся в мир стремление, творить добро, и убежденность в неминуемом торжестве справедливости.
В жизни Евгений Валерианович был человеком закрытым, он игнорировал помпезные мероприятия, предпочитая проводить свободное время дома в окружении семьи. В быту придерживался строгих нравов, и не допускал даже мысли об том, чтобы соприкоснутся с вольготной и разгульной жизнью, которую вели некоторые из его коллег по творческому цеху. Коллегам по Малому Театру стоило больших усилий убедить заслуженного актера, провести посвящённый ему творческий вечер. Несмотря на несомненные заслуги, он никогда не выпрашивал ни казенной дачи, ни высоких гонораров. Но зато и врагов в творческой среде у него не было. За всю долгую жизнь этот человек не причинил никому зла и не сотворил подлости. Всю жизнь актер увлеченно и честно работал.
Евгений Валерианович прожил 93 года. В свои 90 лет он выходил на сцену и достойно исполнял свои роли. Постсоветское упадочное кино, не жаловал. И актера можно понять, ему довелось соприкоснуться с большим искусством. Поработать с величайшими творцами своего времени, и войти в блистательную плеяду легенд советского кино.
Свежие комментарии